Особые дети
имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить
определенный статус. Какие бывают статусы, кто их присваивает и какие права они
дают?
Закон об
образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми
образовательными потребностями — дети-инвалиды и лица с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ
различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина
упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе
не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями
«ОВЗ» и «инвалид».
Понятие «инвалид»
Инвалид — лицо, которое имеет
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1
Федерального закона 181).
Статус
инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы
(МСЭ).
1. Основные виды стойких расстройств функций организма
- нарушения психических функций
(сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и
побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций,
восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных
функций речи, последовательных сложных движений);
- нарушения языковых и речевых
функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия),
письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи;
нарушение голосообразования);
- нарушения сенсорных функций
(зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной,
вибрационной и других видов чувствительности, вестибулярной функции,
боль);
- нарушения нейромышечных,
скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения
головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики,
координации движений);
- нарушения функций
сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной,
эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы,
мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;
- нарушения, обусловленные
физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища,
конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия
пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение
размеров тела).
2. Основные категории жизнедеятельности человека
К ним
относятся способность к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, к
ориентации, к общению, способность контролировать свое поведение, способность к
обучению, способность к трудовой деятельности. Ограничения в каждой из этих
категорий могут быть выражены в разной степени.
I степень — стойкие незначительные
нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30%;
II степень — стойкие умеренные нарушения
функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм
или дефектами, в диапазоне от 40 до 60%;
III степень — стойкие выраженные нарушения
функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм
или дефектами, в диапазоне от 70 до 80%;
IV степень — стойкие значительно
выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100%.
Присвоение группы инвалидности
На основе
этих критериев МСЭ присваивает группу инвалидности.
Первая
группа —
нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений
функций (в диапазоне от 90 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями
травм или дефектами.
Вторая
группа —
нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений
функций (в диапазоне от 70 до 80%), обусловленное заболеваниями, последствиями
травм или дефектами.
Третья
группа —
нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений
функций (в диапазоне от 40 до 60%), обусловленное заболеваниями, последствиями
травм или дефектами.
Категория
«ребенок-инвалид» устанавливается
при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений
функций организма (в диапазоне от 40 до 100%), обусловленных заболеваниями,
последствиями травм и дефектами.
МСЭ выдает
справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей)
и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).
ИПРА
ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской,
психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или
абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и
услуги по реабилитации (TCP).
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся
с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус
ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
В ПМПК входят:
учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед,
педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц
с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с
нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного
аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического
развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний,
при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория
«обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по
здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения
образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
В чем разница статусов?
Перечень
детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается
от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается
инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании
специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного
образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как
ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и
др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких
ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус
инвалид.
Не каждому
ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования.
Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не
нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус
«обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в
образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем
один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например,
глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об
инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение
ПМПК).
В таком
случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении
ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для
разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается
проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов
(детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения
ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
Рекомендации ПМПК
ПМПК
принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых
образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В
заключении отражаются следующие данные:
—
наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком
образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе
специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении
специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);
—
рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка
на базе образовательной организации (определение образовательной программы,
потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения
ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия
прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях
коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения
ПМПК).
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
1. К
обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами
умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
2.
Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического
развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия,
необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому
вопросу с медицинскими организациями.
3.
Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ
определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ
совместно с Минтрудом РФ).
4.
Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на
полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации
обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Органы
исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения
обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
школьного образования.
6. При
получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные
учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги
сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным
обязательством субъекта РФ).
7.
Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными
педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и
содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие
образовательную деятельность.
Источники:
Конституция
Российской Федерации (ст. 43, 55)
Федеральный
закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст.
24);
Федеральный
закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);
Федеральный
закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995
г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);
Постановление
Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной
программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;
«Межведомственный
комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего
образования и создания специальных условий для получения образования
детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный
заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7
февраля 2018 г. № 987п-П8;
Приказ
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 №
1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении
медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы»;
Приказ
Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по
межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений
медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».
Адаптированная рабочая программа по химии для детей с ОВЗ (ЗПР)
Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья