Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ

Адаптированная рабочая программа по химии
для детей с ОВЗ (ЗПР)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Настоящая адаптированная рабочая программа разработана на основе авторской программы по химии для 8 класса, автор Габриелян О.С., в
соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учебным
планом МБОУ СОШ № 5 города Моздока РСО -Алания и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Программа основного общего образования по химии 8-9 классы. Авторы: О.С. Габриелян, А.В. Купцова.
Учебник: Химия 8 класс Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков.
Москва, Просвещение, 2021г.
Программа разработана для обучающихся 8 класса с ОВЗ ЗПР сохраняет обязательный минимум содержания, предусматривающим
коррекционную направленность обучения. Темы, которые являются наиболее сложными для усвоения, могут изучаться в ознакомительном порядке,
т.е. не являются обязательными для усвоения учащимися. Такой подход позволит обеспечить усвоение учащимися по окончании основной школы
обязательного минимума содержания химического образования.
Цель адаптированной программы: изменение образовательной программы в зависимости от актуального состояния здоровья, индивидуальных
психофизических возможностей и особенностей ребенка с ЗПР, создание условий для коррекции нарушений и социальной адаптации.
Для обучающихся 8 класса с ОВЗ с ЗПР характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной
деятельности. Учебная деятельность этих детей отличается ослабленной регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения:
отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в
заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью,
безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок. Недостаточная
выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с
функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Снижение познавательной
активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых
ребенку при обучении в школе.
Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе:

– незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
– преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;
– низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;
– ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире; – снижение работоспособности;
– повышенная истощаемость;
– неустойчивость внимания;
– ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной
речью;
– расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля;
– более низкий уровень развития восприятия;
– отставание в развитие всех форм мышления; – недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над
абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти.
При адаптации программы основное внимание обращалось на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объ ема
теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов и материалы для обзорного, ознакомительного изучения. Обучение строится
с учетом психофизических особенностей ученика.
Концепция, заложенная в содержании учебного материала.
Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным,
социально-экономическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его
обучения и воспитания в школе.

Химия – неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию
важности изучения основного курса химии. Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком,
соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.
Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Важно
не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приёмам умственной работы, что составляет важный
компонент развивающего обучения.
Основные идеи:


Материальное единство веществ в природе, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до более сложных,
входящих в состав живых организмов.



Причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением веществ.



Законы природы объективны и познаваемы. Знание законов химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ.



Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.

Изучение химии в школе направленно на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить простейшие расчеты на основе
химических формул и уравнений химических реакций;
- развивать познавательный интерес, самостоятельно приобретать знания;
- воспитание отношения к химии как к одному из разделов естественных наук;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, предупреждения явлений, наносимых вред здоровью человека и окружающей среде.
Для детей с ЗПР при изучении учебного курса химии ставятся те же учебно-воспитательные цели и задачи. Однако особенности психического
развития детей указанной категории, прежде всего недостаточная сформированность мыслительных операций, обуславливают дополнительные
коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на
создание условий осмысление выполняемой учебной работы. В связи с особенностями поведения и деятельности этих учащихся (расторможенность,
неорганизованность) необходим строжайший контроль за соблюдением правил техники безопасности при проведении лабораторных и практических
работ. Большое значение для полноценного усвоения учебного материала по химии приобретает опора на межпредметные связи с такими учебными

предметами, как природоведение, география, физика, биология. Позволяя рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения.
Межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений.
Коррекционно – развивающие задачи:
Основной задачей обучения детей с задержкой психического развития является формирование коррекционно-развивающего пространства через:
1)активизацию познавательной деятельности обучающихся;
2)повышение уровня их умственного развития;
3)нормализацию их учебной деятельности;
4)коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
5)охрану и укрепление физического и нервно – психического здоровья;
6)социально-трудовую адаптацию.
В основу курса положены идеи:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул
веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного
приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве,
решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Формы и методы организации учебного процесса.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию
имеющихся у обучающихся специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и
развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в
обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:


словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой



наглядные – наблюдение, демонстрация



практические – упражнения.



методы изложения новых знаний



методы повторения, закрепления знаний



методы применения знаний



методы контроля

Усвоение учебного материала по химии вызывает большие затруднения в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость,
недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей
таких учащихся требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение
тем и вопросов, раскрывающих связь химии с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта.
Для эффективного усвоения учебного материала по химии для изучения нового материала используются готовые опорные конспекты,
индивидуальные дидактические материалы и тесты на печатной основе. Часть материала, не включенного в «Требования к уровню подготовки
выпускников», изучается в ознакомительном плане, а некоторые, наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;

- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-развитие речи и обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
Ценностные ориентиры содержания учебного курса:
Познавательная функция учебного предмета « Химия заключается в способности его содержания концентрировать в себе как знания о веществах и
химических явлениях, так и познавательные ценности:
отношения к: химическим знаниям как одному из компонентов культуры человека наряду с другими естественнонаучными знаниями, единой
развивающей системе;
окружающему миру как миру веществ и происходящих с ними явлений.
понимания: объективности и достоверности знаний о веществах и происходящих с ними явлениях;
действий законов природы и необходимости их учета во всех сферах деятельности человека.
Расширение сфер человеческой деятельности в современном социуме неизбежно влечет за собой необходимость формирования у учащихся культуры
труда и быта при изучении любого учебного предмета, в том числе и при изучении курса « Химия» отношения к труду как творческой
деятельности, позволяющей применять знания на практике
понимания необходимости: учета открытых и изученных закономерностей, сведений о веществах и их превращениях в трудовой деятельности.
Сохранения и поддержания собственного здоровья и здоровья окружающих.
Соблюдения правил безопасного использования веществ( лекарственных препаратов, средств бытовой химии, пестицидов, горюче-смазочных
материалов) в повседневной жизни.
Учебный предмет « Химия» имеет большие возможности для формирования у учащихся коммуникативных ценностей: получения
информации из различных источников; принятия различных средств и приемов коммуникации; ведения диалога для выявления разных точек зрения
на рассматриваемую информацию, стремления понять смысл обращенной к человеку речи (устной и письменной).
Химия также позволяет формировать потребности человека к красоте и деятельности по законам красоты, т.е. эстетические ценности.
Позитивное чувственно-ценностное отношение к : окружающему миру, природному миру веществ и их превращений не только с точки зрения
потребителя, а как к источнику прекрасного, гармоничного.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
•

формирование ответственного отношения к учению, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и

профессиональных предпочтений;
•

формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,

общественно полезной, учебной, творческой и других видах деятельности;
•

умение ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

метапредметные:
регулятивные универса льные учебные действия:
•

умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

•

понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

позн авательные универсальные учебные действия:
•

умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных

задач;
•

формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных

технологий (ИКТ-компетентности);
•

формирование первоначальных представлений об идеях и о методах химии как универсальном языке науки и техники, средстве модели рования

явлений и процессов;
•

умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения химических проблем.

•

умение понимать и использовать химические средства наглядности ( знаки химических элементов, формулы, др.)

учебные действия:
•

умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

•

слушать партнера;

предметные:
в познавательной сфере:

пользоваться химическим языком для описания предметов окружающего мира;
классифицировать вещества на простые и сложные;
различать тела и вещества, химический элемент и простое вещество;
описывать формы существования химических элементов, положение элементов в Периодической системе химических элементов, объяснять
сущность химических явлений;
характеризовать основные методы изучения естественнонаучных дисциплин;
количественный состав, тип вещества, вычислять относительную молекулярную массу;
массовую долю химического элемента в соединениях.
Проводить наблюдения свойств веществ и явлений, происходящих с веществами;
соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
в ценностно-ориентационной сфере:
-умение анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
переработкой веществ;
в трудовой сфере:
-умение панировать и проводить химический эксперимент;
в сфере безопасности жизнедеятельности:
-овладение основами химической грамотности - способность анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией,
навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, применять вещества в соответствии с их предназначением и
свойствами, описанными в инструкции.
-умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».