Адаптированная рабочая программа по химии для детей с ОВЗ (ЗПР) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая адаптированная рабочая программа разработана на основе авторской программы по химии для 8 класса, автор Габриелян О.С., в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учебным планом МБОУ СОШ № 5 города Моздока РСО -Алания и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: Программа основного общего образования по химии 8-9 классы. Авторы: О.С. Габриелян, А.В. Купцова. Учебник: Химия 8 класс Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. Москва, Просвещение, 2021г. Программа разработана для обучающихся 8 класса с ОВЗ ЗПР сохраняет обязательный минимум содержания, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Темы, которые являются наиболее сложными для усвоения, могут изучаться в ознакомительном порядке, т.е. не являются обязательными для усвоения учащимися. Такой подход позволит обеспечить усвоение учащимися по окончании основной школы обязательного минимума содержания химического образования. Цель адаптированной программы: изменение образовательной программы в зависимости от актуального состояния здоровья, индивидуальных психофизических возможностей и особенностей ребенка с ЗПР, создание условий для коррекции нарушений и социальной адаптации. Для обучающихся 8 класса с ОВЗ с ЗПР характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности. Учебная деятельность этих детей отличается ослабленной регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку при обучении в школе. Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе: – незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов; – преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов; – низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности; – ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире; – снижение работоспособности; – повышенная истощаемость; – неустойчивость внимания; – ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью; – расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля; – более низкий уровень развития восприятия; – отставание в развитие всех форм мышления; – недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти. При адаптации программы основное внимание обращалось на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объ ема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов и материалы для обзорного, ознакомительного изучения. Обучение строится с учетом психофизических особенностей ученика. Концепция, заложенная в содержании учебного материала. Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе. Химия – неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии. Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Важно не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приёмам умственной работы, что составляет важный компонент развивающего обучения. Основные идеи: Материальное единство веществ в природе, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до более сложных, входящих в состав живых организмов. Причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением веществ. Законы природы объективны и познаваемы. Знание законов химии даёт возможность управлять химическими превращениями веществ. Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством. Изучение химии в школе направленно на достижение следующих целей: - освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики; - овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить простейшие расчеты на основе химических формул и уравнений химических реакций; - развивать познавательный интерес, самостоятельно приобретать знания; - воспитание отношения к химии как к одному из разделов естественных наук; - применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, предупреждения явлений, наносимых вред здоровью человека и окружающей среде. Для детей с ЗПР при изучении учебного курса химии ставятся те же учебно-воспитательные цели и задачи. Однако особенности психического развития детей указанной категории, прежде всего недостаточная сформированность мыслительных операций, обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий осмысление выполняемой учебной работы. В связи с особенностями поведения и деятельности этих учащихся (расторможенность, неорганизованность) необходим строжайший контроль за соблюдением правил техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ. Большое значение для полноценного усвоения учебного материала по химии приобретает опора на межпредметные связи с такими учебными предметами, как природоведение, география, физика, биология. Позволяя рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения. Межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений. Коррекционно – развивающие задачи: Основной задачей обучения детей с задержкой психического развития является формирование коррекционно-развивающего пространства через: 1)активизацию познавательной деятельности обучающихся; 2)повышение уровня их умственного развития; 3)нормализацию их учебной деятельности; 4)коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития; 5)охрану и укрепление физического и нервно – психического здоровья; 6)социально-трудовую адаптацию. В основу курса положены идеи: - освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; - овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; - развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; - воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; - применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Формы и методы организации учебного процесса. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Методы: словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой наглядные – наблюдение, демонстрация практические – упражнения. методы изложения новых знаний методы повторения, закрепления знаний методы применения знаний методы контроля Усвоение учебного материала по химии вызывает большие затруднения в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей таких учащихся требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь химии с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта. Для эффективного усвоения учебного материала по химии для изучения нового материала используются готовые опорные конспекты, индивидуальные дидактические материалы и тесты на печатной основе. Часть материала, не включенного в «Требования к уровню подготовки выпускников», изучается в ознакомительном плане, а некоторые, наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения. Основные направления коррекционной работы: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие основных мыслительных операций; - развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; - коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; -развитие речи и обогащение словаря; -коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках Ценностные ориентиры содержания учебного курса: Познавательная функция учебного предмета « Химия заключается в способности его содержания концентрировать в себе как знания о веществах и химических явлениях, так и познавательные ценности: отношения к: химическим знаниям как одному из компонентов культуры человека наряду с другими естественнонаучными знаниями, единой развивающей системе; окружающему миру как миру веществ и происходящих с ними явлений. понимания: объективности и достоверности знаний о веществах и происходящих с ними явлениях; действий законов природы и необходимости их учета во всех сферах деятельности человека. Расширение сфер человеческой деятельности в современном социуме неизбежно влечет за собой необходимость формирования у учащихся культуры труда и быта при изучении любого учебного предмета, в том числе и при изучении курса « Химия» отношения к труду как творческой деятельности, позволяющей применять знания на практике понимания необходимости: учета открытых и изученных закономерностей, сведений о веществах и их превращениях в трудовой деятельности. Сохранения и поддержания собственного здоровья и здоровья окружающих. Соблюдения правил безопасного использования веществ( лекарственных препаратов, средств бытовой химии, пестицидов, горюче-смазочных материалов) в повседневной жизни. Учебный предмет « Химия» имеет большие возможности для формирования у учащихся коммуникативных ценностей: получения информации из различных источников; принятия различных средств и приемов коммуникации; ведения диалога для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию, стремления понять смысл обращенной к человеку речи (устной и письменной). Химия также позволяет формировать потребности человека к красоте и деятельности по законам красоты, т.е. эстетические ценности. Позитивное чувственно-ценностное отношение к : окружающему миру, природному миру веществ и их превращений не только с точки зрения потребителя, а как к источнику прекрасного, гармоничного. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: личностные: • формирование ответственного отношения к учению, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; • формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебной, творческой и других видах деятельности; • умение ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи. метапредметные: регулятивные универса льные учебные действия: • умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; позн авательные универсальные учебные действия: • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности); • формирование первоначальных представлений об идеях и о методах химии как универсальном языке науки и техники, средстве модели рования явлений и процессов; • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения химических проблем. • умение понимать и использовать химические средства наглядности ( знаки химических элементов, формулы, др.) учебные действия: • умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; • слушать партнера; предметные: в познавательной сфере: пользоваться химическим языком для описания предметов окружающего мира; классифицировать вещества на простые и сложные; различать тела и вещества, химический элемент и простое вещество; описывать формы существования химических элементов, положение элементов в Периодической системе химических элементов, объяснять сущность химических явлений; характеризовать основные методы изучения естественнонаучных дисциплин; количественный состав, тип вещества, вычислять относительную молекулярную массу; массовую долю химического элемента в соединениях. Проводить наблюдения свойств веществ и явлений, происходящих с веществами; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов; в ценностно-ориентационной сфере: -умение анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ; в трудовой сфере: -умение панировать и проводить химический эксперимент; в сфере безопасности жизнедеятельности: -овладение основами химической грамотности - способность анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, применять вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкции. -умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами.