Приложение № 4 ООП НОО Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» Уровень начального общего образования Панируемые результаты освоения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. Виды речевой и читательской деятельности Обучающийся научится: осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). Обучающийся получит возможность научиться: осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). Круг детского чтения (для всех видов текстов) Обучающийся научится: осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу. Обучающийся получит возможность научиться: работать с тематическим каталогом; работать с детской периодикой; самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме). Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов) Обучающийся научится: распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет). Обучающийся получит возможность научиться: воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. Творческая деятельность (только для художественных текстов) Обучающийся научится: создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями; составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). Обучающийся получит возможность научиться: вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями Содержание учебного предмета 1 класс В период обучения грамоте: Добукварный период Знакомство с видами речи, звуками, составом предложения, пословицами, некоторыми гласными буквами и звуками. Букварный период Изучение букв русского алфавита, видов звуков. Развитие навыков чтения слов, слогов, текстов с паузами и интонацией. Послебукварный период Чтение, анализ и пересказ текстов, рассказов, чтение с интонацией, паузами, чтение по ролям Литературное чтение 1.Вводный урок 2. Жили-были буквы Стихи, рассказы и сказки В.Я. Данько, И.П. Токмаковой, С. Черного, Ф.Д. Кривина, Т. Собакина. 3.Сказки, загадки, небылицы Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А.С. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора. 4. Апрель, апрель! Звенит капель... Стихи А.Н. Майкова, А.Н. Плещеева, С.Я. Маршака, И.П. Токмаковой, Т.М. Белозерова, Е.Ф. Трутневой, В.Д. Берестова, В.В. Лунина о русской природе. 5. И в шутку и всерьез Произведения Н.М. Артюховой, О.Е. Григорьева, И.П. Токмаковой, М.С. Пляцковского, К.И. Чуковского, Г.М. Кружкова, И.М. Пивоваровой. 6. Я и мои друзья Рассказы и стихи Ю.И. Ермолаева, Е.А. Благининой, В.Н. Орлова, СВ. Михалкова, Р.С. Сефа, Ю.С. Энтина, В.Д. Берестова, А.Л. Барто, С.Я. Маршака, Я.Л. Акима о детях, об их взаимоотношениях, умении общаться друг с другом и с взрослыми. 7. О братьях наших меньших Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи СВ. Михалкова, В.А. Осеевой, И.П. Токмаковой, М.С. Пляцковского, Г.В. Сапгира, В.Д. Берестова, Н.И. Сладкова, Д.И. Хармса, К.Д. Ушинского. 2 класс. Введение 1. Самое великое чудо на свете Знакомство с учебником, школьной библиотекой. Читателю. Р. Сеф Экскурсия «О чем может рассказать школьная библиотека». 2. Устное народное творчество Русские народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые и волшебные сказки. («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зернышко». «У страха глаза велики». «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди»). 3. Люблю природу русскую. Осень Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро». 4. Русские писатели А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек». 5. О братьях наших меньших Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок», В.Бианки «Музыкант», «Сова» 6. Из детских журналов 1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; А. Введенский. «Ученый Петя», «Лошадка» Проект «Мой любимый детский журнал» 7. Люблю природу русскую. Зима И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Снежинка...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза». С.Михалкрв «Новогодняя быль». А. Барто «Дело было в январе». С. Дрожжин «Улицей гуляет». Русская народная сказка «Два Мороза» 8. Писатели – детям Произведения о детях, о природе. К. И. Чуковский «Путаница», «Радость». С. Я. Маршак «Кот и лодыри». С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок». А. Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа». Н. Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа», «На горке» 9. Я и мои друзья В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее», «Почему?» 10. Люблю природу русскую. Весна Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел». 11. И в шутку, и всерьез 1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей все¬го?», «Песенки Винни-Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы», Драгунский «Тайное становится явным» 12. Литература зарубежных стран Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафин и паук»). Проект « Мой любимый писатель- сказочник». 13. Резервные уроки (5 ч.) 3 класс Вводный урок по курсу литературного чтения. 1.Самое великое чудо на свете Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. 2.Устное народное творчество Русские народные песни. Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». 3.Поэтическая тетрадь 1 Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; И.С.Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И.З.Суриков. «Детство», «Зима». 4.Великие русские писатели А.С.Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; И.А.Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; М.Ю.Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л.Н.Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». 5.Поэтическая тетрадь 2 Н.А.Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; К.Д.Бальмонт. «Золотое слово»; И.А.Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...». 6.Литературные сказки Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца— Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В.М.Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович». 7.Были и небылицы М.Горький. «Случай с Евсейкой»; К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей»; А.И.Куприн. «Слон». 8. Поэтическая тетрадь 1 С.Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А.А.Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С.А.Есенин. «Черемуха». 9. Люби живое М.М.Пришвин. «Моя Родина»; И.С.Соколов-Микитов. «Листопадничек»; В.И.Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В.Бианки. «Мышонок Пик»; Б.С.Житков. «Про обезьянку»; В.Л.Дуров. «Наша Жучка»; В.Ю.Драгунский. «Он живой и светится». 10. Поэтическая тетрадь 2 С.Я.Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто. «Разлука», «В театре»; С.В. Михалков. «Если...»; Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котенок». 11. Собирай по ягодке — наберешь кузовок Б.В.Шергин. «Собирай по ягодке— наберешь кузовок»; А.П.Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М.Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н.Н.Носов. «Федина задача», «Телефон»; В.Ю.Драгунский. «Друг детства». 12. По страницам детских журналов Ю.Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б.Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р.Сеф.«Веселые стихи». 13. Зарубежная литература Мифы Древней Греции«Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок». 4 класс Вводный урок по курсу литературного чтения. 1. «Былины. Летописи. Жития» Из летописи : «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда…» А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». Былина «Ильины три поездочки». Житие Сергия Радонежского. 2. «Чудесный мир классики» П.П.Ершов «Конек-Горбунок». А.С.Пушкин. Стихи. «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарование…». А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». М.Ю.Лермонтов. Дары Терека». Л.Н.Толстой «Детство». «Как мужик камень убрал» (басня). А.П.Чехов «Мальчики». «Мальчики. 3. «Поэтическая тетрадь № 1» А.Фет. Стихи. Е.А.Баратынский. Стихи А.Н.Плещеев. Стихи. И.С.Никитин. Стихи. Н.А.Некрасов. Стихи. И.А.Бунин. Листопад. 4. «Литературные сказки» В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». П.П.Бажов «Серебряное копытце» С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». 5. «Делу время – потехе час» Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю.Драгунский «Главные реки».«Что любит Мишка». В.В.Голявкий «Никакой я горчицы не ел». 6. «Страна детства» Б.С.Житков «Как я ловил человечков». К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М.М.Зощенко «Ёлка». Обобщение по разделу «Страна детства». М.М.Зощенко «Ёлка». Обобщение по разделу «Страна детства». 7. «Поэтическая тетрадь №2» В.Я.Брюсов «Опять сон». «Детская».С.А.Есенин «Бабушкины сказки». М.И.Цветаева. Стихи 8. «Природа и мы» Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». А.И.Куприн «Барбос и Жулька». М.М.Пришвин «Выскочка». Е.И.Чарушин «Кабан». В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». 9. «Поэтическая тетрадь № 3» Б.Л.Пастернак «Золотая осень». С.А.Клычков «Весна в лесу». Д.Б.Кедрин «Бабье лето». Н.М.Рубцов «Сентябрь». С.А.Есенин «Лебёдушка». 10. «Родина» И.С.Никитин. «Русь». С.Д.Дрожжин «Родине». А.В.Жигулин. «О, Родина!» Б.А.Слуцкий «Лошади в океане». 11. «Страна Фантазия» Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Кир Булычёв «Путешествие Алисы. 12. «Зарубежная литература» Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера» Г.Х.Андерсен «Русалочка». Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Сельма Лагерлёф «В Назарете» Тематическое планирование. 1 класс № Содержание (разделы, темы) Добукварный период Кол-во часов 14ч 1. «Азбука» - первая учебная книга. 1 2. Речь устная и письменная. Предложение. 1 3. 4. 5. Слово и предложение. Слог. Ударение. 1 1 1 6. Звуки в окружающем мире и в речи. 1 7. Звуки в словах. 1 8. Слог-слияние. 1 9. Повторение и обобщение пройденного материала. 1 10. Гласный звук [а], буквы А, а. 1 11. Гласный звук [о], буквы О, о. 1 12. Гласный звук [и], буквы И, и. 1 13. Гласный звук [ы], буква ы. 1 14. Гласный звук [у], буквы У, у. 1 Букварный период 15. , Согласные звуки [н], [н ], буквы Н, н. Любовь к Родине. , 16. Согласные звуки [н], [н ], буквы Н, н. Труд на благо Родины. 17. Согласные звуки [с], [с ], буквы С,с. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе. , 57ч 1 1 1 , 18. Согласные звуки [к], [к ], буквы К, к. Сельскохозяйственные работы. 19. Согласные звуки [к], [к ], буквы К, к. Труженики села. , , 20. Согласные звуки [т], [т ], буквы Т, т. Животные и растения в сказках и рассказах. 21. Согласные звуки [т], [т ], буквы Т, т. Животные и растения на картинах художников. 22. , , Согласные звуки [л|, [л ], буквы Л, л. Досуг первоклассников. , 23. Согласные звуки [л|, [л ], буквы Л, л. Правила поведения в гостях. 24. Согласные звуки [р|, [р ], буквы Р,р. Комнатные растения. , , 25. Согласные звуки [р|, [р ], буквы Р,р. Уход за комнатными растениями. 26. Согласные звуки [в|, [в ], буквы В,в. Физкультура. Спортивные игры. , , 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27. Согласные звуки [в|, [в ], буквы В,в. Роль физкультуры и спорта для укрепления здоровья. 1 28. Звуки [йэ], буквы Е, е. Буква е в начале слова и после гласных. 1 29. Звуки [йэ], буквы Е, е. буквы Е, е –показатель мягкости предшествующего согласного. 1 30. Согласные звуки [п|, [п ], буквы П,п. «Красуйся, град Петров!» 31. , , Согласные звуки [п|, [п ], буквы П,п. Профессии родителей. , 32. Согласные звуки [м|, [м ], буквы М,м. Москва- столица нашей Родины. 33. Согласные звуки [м|, [м ], буквы М,м. Упражнение в чтении различных текстов. , , 34. Согласные звуки [з|, [з ], буквы З,з. О братьях наших меньших. 35. Сопоставление и сравнение парных звуков [з][з ][с][с ] в слогах и словах. , , , 1 1 1 1 1 1 36. Согласные звуки [б|, [б ], буквы Б,б. А.Пушкин. Сказки. 1 37. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. работа со словарём. 1 38. Упражнение в чтении слогов, слов, предложений с буквами б,п. Наблюдение слов, различных по структуре. 1 , 39. Согласные звуки [д|, [д ], буквы Д,д. Терпенье и труд всё перетрут. 1 40. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Упражнение в чтении слогов, слов, предложений 1 41. Звуки [йа], буквы Я, я в начале слова и после гласных. Россия- Родина моя. 1 42. Звук [а], буквы Я, я после мягкого согласного. Многозначные слова. 1 43. Упражнение в чтении слогов, слов, с буквой я. Многозначные слова. 1 44. Согласные звуки [г|, [г ], буквы Г,г. 1 45. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Упражнение в чтении слогов, слов, предложений. 1 46. Мягкий согласный звук [ч ],буквы Ч,ч. 1 47. Упражнения в чтении слов с буквами Ч,ч. Многозначные слова. 1 48. Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. 1 49. Упражнения в чтении слов с буквой ь. 1 50. Твёрдый согласный звук [ш|, буквы Ш,ш. 1 51. Упражнения в чтении слов с буквами Ш,ш. Сочетание ши. 1 52. Твёрдый согласный звук [ж|, буквы Ж,ж. 1 53. Упражнения в чтении слов с буквами Ж,ж. Сопоставление звуков [ж| и [ш|. Сочетание жи. 1 54. Звуки [й о], буквы Ё, ё в начале слова и после гласной. 1 55. Звук [о], буква ё после гласной. Произведения устного народного творчества. 1 56. Звук [й |,буквы Й, й. Характеристика звука. , , , , , 1 57. Звук [й |,буквы Й, й. Чтение предложений с интонацией и паузами. 58. Согласные звуки [х|, [х ], буквы Х,х. 1 59. Чтение текстов с буквами Х,х. Обучение чтению по ролям. 1 , 1 60. Чтение предложений с интонацией и паузами. Главная мысль прочитанных текстов. 61. Звуки [й у], буквы Ю, ю в начале слова и после гласной. 1 62. Звук [у], буквы Ю, ю. Чтение слов, предложений, текстов с буквой ю. 1 63. Звук [ц|, буквы Ц,ц. Составление рассказа о цирке. 1 64. Обобщение знаний о звуке [ц|, буквах Ц,ц. К. Чуковский «Мойдодыр». 1 65. Гласный звук [э|, буквы Э, э. Как человек научился летать. 1 66. Повторение и закрепление пройденного. С. Маршак «Где обедал воробей?», Л. Толстой «Жучка». 1 67. Мягкий глухой согласный звук [щ ], буквы Щ, щ. Отработка техники чтения. 1 68. Чтение текстов с буквами Щ, щ. Загадки про овощи. Ю. Тувим «Овощи». 1 69. Согласные звуки [ф|, [ф ], буквы Ф,ф. Сравнение в и ф. 1 70. Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Многозначность слов. 1 71. Алфавит. К. Льдов «Господин учитель Жук». 1 , , , Послебукварный период 1 21ч 72. Как хорошо уметь читать. Е.Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»». 1 73. К.Ушинский. Наше Отечество. Анализ содержания текста. 1 74. История славянской азбуки. В.Крупин. Первоучители. 1 75. В.Крупин. Первый букварь. Создание азбуки. 1 76. А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг. 1 77. А.С. Пушкин. Сказки. Главная мысль сказок. 1 78. Л.Н, Толстой. Рассказы для детей. 1 79. Л.Н, Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка. 1 80. К.Д.Ушинский. Поучительные рассказы для детей. 1 81. К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. 1 82. К.И.Чуковский. Путаница. Небылицы. Особенности стихотворения-небылицы. 1 83. В.В. Бианки. Первая охота. Деление текста на части. 1 84. С.Я.Маршак. Угомон. Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть. 1 85. С.Я.Маршак. Выставка книг. 1 86. М.М.Пришвин. Предмайское утро. Знакомство с текстом-описанием. 1 87. М.М.Пришвин. Глоток молока. Дополнение текста – описания. Герой рассказа. 1 88. Стихи и рассказы русских писателей и поэтов: С.Маршак., А.Барто, В.Осеева. 1 89. Стихи и рассказы русских писателей и поэтов Сравнение стихотворений и рассказов. 1 90. Весёлые стихи Б.Заходера, В.Берестова. Песенка-азбука.. 1 91. Проект: «Живая книга» 1 92. Наши достижения. Планируемые результаты изучения. Литературное чтение Вводный урок Знакомство с учебником Жили-были буквы 1 93. 1ч 1 7ч 94. В. Данько «Загадочные буквы». 1 95. 96. 97. 98. 99. 100. Литературная сказка И. Токмаковой. Главная мысль. Сравнение произведений на одну тему С. Черного и Ф. Кривина. Г. Сапгир «Про медведя». Выразительное чтение стихотворения. Стихотворения М. Бородицкой, И. Гамазковой. Рифма. Звукопись. Стихотворения И.Гамазковой, Е.Григорьевой, С. Маршака. Тема стихотворения. Обобщение по разделу «Жили-были буквы». Оценка достижений. Проект «Создаём город букв». Сказки, загадки, небылицы «Сказки, загадки, небылицы». Рассказывание сказки по иллюстрациям. Сравнение авторской сказки Е. Чарушина «Теремок» и народной сказки «Рукавичка». Произведения устного народного творчества: загадки, песенки, потешки. Небылицы. Английские народные песенки. Герои песенок. Сказки А. С. Пушкина. Герои сказок. Русские народные сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Произведения Л. Толстого и К. Ушинского. Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы». Оценка достижений. 1 1 1 1 1 1 Апрель, апрель. 3венит капель! Книги о природе. Стихи А.Майкова, А.Плещеева о природе. Лирические стихотворения А.Майкова, Т. Белозёрова С. Маршака И. Токмаковой, Литературные загадки. Сравнение загадок. Проект «Составляем сборник загадок». В. Берестов «Воробушки». Р. Сеф «Чудо». Чтение стихотворений наизусть. Произведения из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес». Обобщение по разделу «Апрель! Апрель! Звенит капель». Оценка достижений. И в шутку и всерьёз Весёлые стихи И. Токмаковой, Я. Тайца, Г. Кружкова. 6ч 1 1 1 1 1 1 6ч 1 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 8ч 1 1 1 1 1 1 1 1 116. Н. Артюхова «Саша-дразнилка». Характеристика героя. 1 117. 118. 119. 120. Юмористические произведения. К. Чуковского, О. Дриза, О.Григорьевой. Шуточные стихи И. Токмаковой, И. Пивоваровой. Чтение по ролям. Чтение по ролям произведений К. Чуковского, М. Пляцковского. Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». Оценка достижений. Я и мои друзья. Книги о друзьях и дружбе Ю. Ермолаевой, Е. Благининой и В. Орлова. Стихотворения С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова о дружбе. Стихотворения И. Пивоваровой и Я. Акима. Главная мысль. Сравнение рассказа М. Пляцковского и стихотворений С.Маршака и Ю. Этнин. Выразительное чтение. Из старинных книг Д.Тихомирова. Выразительное чтение. Обобщение по теме «Я и мои друзья». Оценка достижений. О братьях наших меньших Стихи о животных С. Михалкова, Р. Сефа. Выразительное чтение. В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку». Пересказ текста. Сравнение художественного и научно-популярных текстов о животных. Сказки-несказки Д.Хармса, Н. Сладкова. Из старинных книг. С. Аксаков «Гнездо». Диагностика усвоения прочитанного за год. Обобщение по теме «О братьях наших меньших». Оценка достижений. 1 1 1 1 6ч 1 1 1 1 1 1 6ч 1 1 1 1 1 1 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. № п/п 1. 2 класс Содержание (разделы, темы) Введение Знакомство с учебником по литературному чтению. Кол-во часов 1ч 1 САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ Самое великое чудо на свете «О чём может рассказать школьная библиотека?» (экскурсия) Старинные и современные книги. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 5. Малые и большие жанры устного народного творчества 6. Русские народные песни. 7. Потешки и прибаутки. 8. Скороговорки, считалки и небылицы. 9. Загадки 10. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». 11. Русская народная сказка «У страха глаза велики». 12. Русская народная сказка «Лиса и тетерев». 13. Русские народные сказки «Лиса и журавль», «Каша из топора» 14. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». 15. Внеклассное чтение. Сказки русского народа. 16. Оценка достижений. по теме «Устное народное творчество». ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ 17. Картины осенней природы. Осенние загадки. 18. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…». 19. К Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…». 20. А Фет «Ласточки пропали…». 21. «Осенние листья» - тема для поэтов 22. В. Берестов «Хитрые грибы». Научно – познавательный текст «Грибы» 23. М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом». 24. Внеклассное чтение. Стихи об осени. Оценка достижений по теме «Люблю природу русскую. Осень». РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ. 25. А.С. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» 26. А.С. Пушкин. Отрывок из романа «Евгений Онегин» «Вот север, тучи нагоняя…» 27. А.С. Пушкин. Отрывок из романа «Евгений Онегин» «Зима! Крестьянин, торжествуя… 28-30 А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 31. Басни. И. Крылов «Лебедь, рак и щука». 2. 3. 4. 3ч 1 1 1 12ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8ч 1 1 1 1 1 1 1 1 14ч 1 1 1 3 1 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42-43 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58-59 60-61 62. 63. И. Крылов «Стрекоза и муравей». Л.Толстой «Старый дед и внучек». Рассказ Л.Толстого. «Филипок». Л.Толстой «Правда всего дороже». Л.Толстой «Котёнок». Внеклассное чтение. В.И.Даль «Старик - годовик» Оценка достижений. по теме «Русские писатели». О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ Веселые стихи о животных. Н. Сладков «Они и мы». А Шибаев «Кто кем становится» Б.Заходер «Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова «Жила – была собака». В. Берестов «Кошкин щенок». М. Пришвин «Ребята и утята». Е. Чарушин «Страшный рассказ». Б. Житков «Храбрый утёнок». В. Бианки «Музыкант». В. Бианки «Сова». Внеклассное чтение. Е.Чарушин «Про Томку». Оценка достижений. по теме «О братьях наших меньших». ИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ Из детских журналов. Проект «Мой любимый детский журнал» Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?..». Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи». Д. Хармс «Что это было?». Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог». Ю. Владимиров «Чудаки». А. Введенский «Учёный Петя». А. Введенский «Лошадка». Внеклассное чтение. Защита проекта «Мой любимый детский журнал» Оценка достижений по теме « Из детских журналов». ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА Стихи русских поэтов о первом снеге. Лирические стихотворения И.Бунина, К. Бальмонта, Я.Акима Лирические стихотворения о зиме Ф. Тютчева и С. Есенина. Русская народная сказка «Два Мороза». С. Михалков «Новогодняя быль». 1 1 1 1 1 1 10ч 1 1 1 2 1 1 1 1 1 8ч 1 1 1 1 1 1 1 1 10ч 1 2 2 1 1 А. Барто «Дело было в январе…», С.Дрожжина «Улицей гуляет…». Внеклассное чтение. Веселые стихи о зиме. Оценка достижений. по теме «Люблю природу русскую. Зима». ПИСАТЕЛИ ДЕТЯМ 67. Знакомство с раделом «Писатели детям». К. Чуковский «Путаница». 68. К. Чуковский «Радость». 69-70 К. Чуковский «Федорино горе». 71 С. Маршак «Кот и лодыри». 72 С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». 73 С. Михалков «Мой щенок». 74-75 Стихи А. Барто 76 Н. Носов «Затейники». 77-78 Н. Носов «Живая шляпа». 79. Н. Носов «На горке». 80. Внеклассное чтение. Рассказы Н.Носова 81. Оценка достижений по теме «Писатели детям». Я И МОИ ДРУЗЬЯ 82. Знакомство с раделом «Я и мои друзья». 83-84 Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. 85. Н. Булгаков «Анна, не грусти». 86. Ю. Ермолаев «Два пирожных». 87-88. В. Осеева «Волшебное слово». 89. В. Осеева «Хорошее». 90. В. Осеева «Почему?». 91. Внеклассное чтение. С.Михалков «Дядя Степа» 92. Оценка достижений по теме «Я и мои друзья». ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА. 93. Знакомство с разделом «Люблю природу русскую. Весна». Весенние загадки. 94. И. Бунин «Матери». 95. Е.Благинина «Посидим в тишине». Э. Мошковская «Я маму мою обидел 96-99 Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А.Блока о весне. 100. С. Васильев «Белая берёза». 101. Внеклассное чтение «Весна, весна… И все ей радо» 64. 65-66 1 2 15ч 1 1 2 1 1 1 2 1 2 1 1 1 11ч 1 2 1 1 2 1 1 1 11ч 1 1 1 4 1 1 102. Оценка достижений по теме «Люблю природу русскую. Весна». 103. Резервный урок. И В ШУТКУ И В СЕРЬЁЗ 104. Знакомство с разделом «И в шутку и в серьёз». 105Весёлые стихи Б. Заходера. 106 107Э.Успенский «Чебурашка». 108 109Весёлые стихи Э.Успенского. 110 111. Стихи В. Берестова. 112. Стихи И. Токмаковой. 113Г. Остер «Будем знакомы ». 114 115В. Драгунский «Тайное становится явным». 116 117. Внеклассное чтение. Н.Носов «Фантазеры» 118. Оценка достижений по теме «И в шутку и в серьёз». ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. 119. Литература зарубежных стран. Восстановление сюжета сказок по иллюстрациям 120. Американская и английская народные песенки. 121. Французские и немецкие народные песенки. 122Ш. Перро «Кот в сапогах». 123 124. Проект «Мой любимый писатель - сказочник» 125. Ш. Перро «Красная шапочка». 126. Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». 127Э. Хогарт «Мафин и паук». 128 129. Внеклассное чтение. Сказки зарубежных писателей. 130. Оценка достижений по теме «Литература зарубежных стран». 1 1 15 ч 1 2 2 2 1 1 2 2 1 1 14ч 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 131. Презентация проекта «Мой любимый писатель-сказочник». Подведем итоги за год. 132136 № п/п Резервные уроки 1 5 3 класс Содержание (разделы, темы) Кол-во часов Вводный урок по курсу литературного чтения. Вводный урок по курсу литературного чтения. Самое великое чудо на свете. 1ч 1 4ч 6. 7. 8. Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете». Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. Первопечатник Иван Фёдоров. Подготовка сообщения. Оценка достижений. Тест по теме «Самое великое чудо на свете». Устное народное творчество. Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество» Русские народные песни. Заклички. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства. 1 1 1 1 14ч 1 1 1 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Входная диагностика усвоения прочитанного. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Характеристика героя сказки. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в иллюстрациях И.Я. Билибина. Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». Характеристика героев сказки. Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». Составление плана сказки. Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк» в иллюстрациях И.Я. Билибина и В.Васнецова. Русская народная сказка. «Сивка – Бурка». Особенности волшебной сказки. Русская народная сказка. «Сивка – Бурка». Характеристика героев сказки. Тест. Русская народная сказка. «Сивка – Бурка» в иллюстрациях В.Васнецова. Русские народные волшебные сказки. Проект «Сочиняем волшебную сказку». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1. 2. 3. 4. 5. 19. Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Устное народное творчество». Поэтическая тетрадь 1 1 11ч 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1» Я. Смоленский «Как научиться читать стихи». Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». Звукопись. Ф.И. Тютчев «Листья». Олицетворение. Сочинение -миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А.А. Фет «Мама! Глянь-ка изокошка…». Рифма. А.А. Фет «Мама!», «Зреет рожь над жаркой нивой». Эпитеты. И.С. Никитин «Полно, степь моя». Олицетворение. И С. Никитин «Встреча зимы». Подвижные картины природы. И.З. Суриков «Детство». Главная мысль стихотворения. И.З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы. Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1» . Великие русские писатели Знакомство с названием раздела «Великие русские писатели». А.С.Пушкин . Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина». Лирические стихотворения А.С.Пушкин. Настроение стихотворения. А.С.Пушкин «Зимнее утро». Приём контраста как средство создания картин природы. А. С. Пушкин. «Зимний вечер». Настроение стихотворения. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Сравнение литературной сказки с народной. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Характеристика героев. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Звукопись как средство создания образа. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Язык народной и литературной сказки. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Иллюстрации И.Я.Билибина. Тест. Жизнь и творчество И. А. Крылова. Подготовка сообщения о жизни И. А. Крылова. И. А. Крылов. «Мартышка и очки». Мораль басни. И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна». Характеристика героя басни. И.А. Крылов. «Ворона и лисица». Инсценирование басни. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Подготовка сообщения по статье В. Воскобойникова. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком». Настроение стихотворений. М. Ю. Лермонтов. «Утёс». «Осень». Сравнение произведений живописи и литературы. Тест. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. Детство Л. Н. Толстого. Подготовка сообщения. Л. Н. Толстой. «Акула». Пересказ по плану. Л. Н. Толстой. «Прыжок». Главная мысль рассказа. Л. Н. Толстой. «Лев и собачка». Пересказ близко к тексту. Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?». Сравнение рассказов описания и рассуждения. Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Великие русские писатели». Поэтическая тетрадь 2. Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2». Стихотворения о природе Н. А. Некрасова. Диагностика усвоения прочитанного за I полугодие. Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». Выразительное чтение стихотворений. 1 И. А. Бунин. «Детство». «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». Создание словесных картин. Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2». Литературные сказки. Знакомство с названием раздела «Литературные сказки». Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго …» Характеристика героев сказки. В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Герои сказки. В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Тест. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Пересказ сказки. Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Литературные сказки». Были- небылицы. Знакомство с названием раздела «Были- небылицы». М. Горький. «Случай с Евсейкой». Приём сравнения- основной приём описания подводного царства. М. Горький. «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ текста. К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Характеристика героев. К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Выборочный пересказ. А. Куприн. «Слон». Основные события произведения. 1 1 8ч 1 1 1 1 1 1 1 1 10 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6ч 1 1 1 1 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. А. Куприн. «Слон». Составление плана. Тест. А. Куприн. «Слон». Пересказ подробный, развёрнутый, краткий. Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Были-небылицы». Поэтическая тетрадь 1 . Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1». Стихи о животных Саши Чёрного. Средства художественной выразительности. Картины зимних забав в стихотворениях А. Блока. С. Есенин. «Черёмуха». Средства художественной выразительности Тест. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1». 1 1 1 6ч 1 1 1 1 1 1 Люби живое. Знакомство с названием раздела. «Люби живое». М. Пришвин. «Моя Родина». Основная мысль текста. И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Определение жанра произведения. И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Главный герой произведения. И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение содержания текста. В. И. Белов. «Малька провинилась». Герои рассказа. В. И. Белов. «Ещё раз про Мальку». Озаглавливание текста. В. Бианки. «Мышонок Пик». Главная мысль текста. В. Бианки. «Мышонок Пик». Главные герои рассказа. В. Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Тест. Б. С. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. Б. С. Житков. «Про обезьянку». Пересказ текста по плану. Б. С. Житков. «Про обезьянку». Сжатый пересказ. В. П. Астафьев. «Капалуха». Герои произведения. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. 16 ч 1 1 Оценка достижений. Тест по теме «Люби живое». Поэтическая тетрадь 2. Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2». С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». Заголовок стихотворения. 1 8ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. А. Барто. «Разлука». Выразительное чтение. А. Барто. «В театре». Авторское отношение к героям стихотворения. С. В. Михалков. «Если». Выразительное чтение Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». Выразительное чтение. Проект «Праздник поэзии». Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2». Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. Знакомство с названием раздела «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. А. П. Платонов. «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев. А. П. Платонов. «Цветок на земле». Чтение по ролям. А. П. Платонов. «Ещё мама». Герои рассказа. М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. М. Зощенко «Золотые слова». Главная мысль произведения. М. Зощенко «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. М. Зощенко «Великие путешественники». Восстановление порядка событий. Пересказ. Н. Носов. «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Н. Носов. «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Оценка достижений. Тест по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». По страницам детских журналов. Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов». Рассказы о войне Л.А.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой». Ю. Ермолаев. «Проговорился». Пересказ. Ю Ермолаев «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Г. Остер. «Вредные советы». Создание сборника добрых советов. Г. Остер. «Как получаются легенды». Создание сборника добрых советов. Р. Сеф. «Весёлые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений. Тест по теме «По страницам детских журналов». Зарубежная литература. Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература». Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Мифологические герои и подвиги. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Пересказ. 1 1 1 1 1 1 12 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8ч 1 1 1 1 1 1 1 1 8ч 1 1 1 132. 133. 134. 135. 136. Диагностика усвоения прочитанного за год. Подготовка сообщения о великом сказочнике Г.-Х.Андерсене. Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке. Оценка достижений. Тест по теме «Зарубежная литература». 1 1 1 1 1 4 класс. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Содержание (разделы, темы) Кол-во часов Вводный урок по курсу литературного чтения Знакомство с учебником по литературному чтению. Летописи. Былины. Жития Знакомство с названием раздела «Летописи. Былины. Жития». Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи-основные события Древней Руси. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Сравнение текста летописи и исторических источников. Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. «Житие Сергия Радонежского» Детство и юность Варфоломея. «Житие Сергия Радонежского». Рассказ о битве на Куликовом поле. Проект: «Создание календаря исторических событий». Чудесный мир классики П. П. Ершов «Конек - горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. События в литературной сказке П. П. Ершова «Конек - горбунок». Герои сказки. П. П. Ершов «Конек - горбунок». Младший брат Иван-настоящий герой сказки. Входная диагностика усвоения прочитанного. А. Слонимский. «О Пушкине» Интонация стихотворения А.С. Пушкина «Няне». Интонация стихотворений А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!..» Словесное рисование картин. Мотивы народной сказки в литературной. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Характеристика героев сказки А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», отношение автора к ним. 1ч 1 8ч 1 1 1 1 1 1 1 1 18ч 1 1 1 1 1 1 1 1 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Составление плана сказки. А. Шан - Гирей «Воспоминания о Лермонтове». Картины природы в стихотворении «Дары Терека». М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. Главная мысль сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб». Характеристика героев сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб», отношение автора к ним. С. Толстой. «Как я увидел Льва Николаевича». События рассказа Л. Толстого «Детство». Характер главного героя рассказа Л. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень». Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Мальчики» Тест. Главные герои рассказа А.П. Чехов «Мальчики» - герои своего времени. Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Чудесный мир классики». Поэтическая тетрадь 1 Средства художественной выразительности для создания картины природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева Картины природы в лирических стихотворениях А. А. Фета «Весенний дождь», «Бабочка». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот». Передача настроения и чувства в стихотворении. Ритм стихотворений А. Н. Плещеева «Дети и птичка», И. С. Никитина «В синем небе…». Выразительное чтение стихов Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки…» Картина осени в стихах И. А. Бунина «Листопад». Сравнения, эпитеты. Оценка достижений. Проверочная работа по теме: «Поэтическая тетрадь». Литературные сказки В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», деление текста на части. Составление плана сказки. Особенности литературного жанра произведения В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Сказка или рассказ. Главная мысль произведения В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Диагностика усвоения прочитанного за I полугодие. Мотивы народных сказок в авторском тексте П. П. Бажова «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте П. П. Бажова «Серебряное копытце». Герои художественного произведения П. П. Бажова «Серебряное копытце», авторское отношение к ним. Мотивы народных сказок в литературном тексте А.С. Аксакова «Аленький цветочек». А.С. Аксакова «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Тест. А.С. Аксакова «Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7ч 1 1 1 1 1 1 1 14 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Литературные сказки». Делу время – потехе час Нравственный смысл, жанр произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Инсценирование произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Особенности юмористического текста. В. Ю. Драгунский «Главные реки», авторское отношение к изображаемому. Юмор в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка». Пересказ текста от лица героев. Смысл заголовка произведения В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел». Герои произведения В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел». Чтение по ролям. Тест. Оценка достижений. Проверочная работа по теме: «Делу время – потехе час». Страна детства Особенности развития сюжета в рассказе Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения. Особенности развития событий: выстраивание их в тексте К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Герои рассказа М. М. Зощенко «Ёлка». Составление плана. Оценка достижений. Проверочная работа по теме: «Страна детства». Поэтическая тетрадь 2 Развитие чувств в лирическом стихотворении. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». Тема стихотворения С.А. Есенина «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом произведении. Развитие чувства в лирических стихах М. Цветаевой «Бежит тропинка…», «Наши царства». Тема детства. Природа и мы Отношение человека к природе. Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш». А. И. Куприн «Барбос и Жулька».Герои произведения о животных. А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. М. М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. М. М. Пришвин «Выскочка», Характеристика героя на основе поступка. Е. И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Е. И. Чарушин «Кабан». Характеристика героя на основе их поступков. В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части, составление плана. Тест. В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Выборочный пересказ Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Природа и мы» 1 7ч 1 1 1 1 1 1 1 7ч 1 1 1 1 1 1 1 3ч 1 1 1 10ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. Поэтическая тетрадь 3 Картина осени в лирическом произведении Б. Л. Пастернака «Золотая осень». Картины весны в стихотворении С. А. Клычкова «Весна в лесу». Картины лета в стихотворении Д.. Б. Кедрина «Бабье лето» Изображение природы в сентябре в лирическом произведенииН. М. Рубцова «Сентябрь». Средства художественной выразительности Мотивы народного творчества в авторском произведении С. А. Есенина «Лебедушка». Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь» Родина Образ Родины в поэтическом тексте И.С. Никитина «Русь». Ритм стихотворения. С. С. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. 6ч 1 1 1 1 Тема стихотворения А. В. Жигулина «О, Родина!...». Авторское отношение к изображаемому. Проект «Они защищали Родину». Страна Фантазия Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического жанра. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Кир Булычев «Путешествие Алисы». Тест. Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Страна фантазия». Зарубежная литература Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особенности характера героев. Авторская сказка Г. Х. Андерсена «Русалочка», её особенности. Г. Х. Андерсен «Русалочка». Волшебство и его влияние на судьбы героев. Г. Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке. Диагностика усвоения прочитанного за год. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности произведения. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев и их поступков. Особенность сюжета произведения Сельмы Лагерлеф «Святая ночь». 1 1 5ч 1 1 1 1 1 12ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4ч 1 1 102. Сельма Лагерлеф «В Назарете». Основная мысль рассказа. Итоговый тест Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 1