Приложение № 4
ООП НОО
Рабочая программа
учебного предмета «Музыка»
Уровень начального общего образования
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
В результате у обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты
школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, одноклассников, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя
народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за
общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и
сопереживание им;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности
нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли
«хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров
в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных
на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже
в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:
- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии
человека;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края,
развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций,
исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Предметные результаты по видам деятельности обучающихся
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки,
приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды
музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление
личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкальноисполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся
принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.
Слушание музыки
Обучающийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп,
тембр, динамику, регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной
выразительности, используемых при создании образа.
4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра
русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских,
мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях
для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор,
контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.
10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Хоровое пение
Обучающийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем
и содержанием. 3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой
песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует
средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Обучающийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе,
народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в
детском оркестре, инструментальном ансамбле.
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор
по слуху попевок и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке:
сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических
упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие
и передача в движении.
4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот
первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных),
песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях
и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная
формы, куплетная форма, вариации, рондо.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении
и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности
при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и
музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике
результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные
коллекции.
Содержание учебного предмета
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и
стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита,
кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический
фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах.
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые.
Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп,
динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор
— исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как
способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей
человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы
построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и
трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские
хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические).
Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры:
детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и
профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Тематическое планирование
1 класс
№
Тема урока
Музыка в жизни человека
Кол-во часов
14
1.
Муза вечная со мной
1
2.
Хоровод муз
1
3.
Повсюду музыка слышна
1
4.
Душа музыки - мелодия
1
5.
Музыка осени
1
6.
Сочини мелодию
1
7.
«Азбука, азбука каждому нужна…»
1
8.
Музыкальная азбука
1
9.
Обобщающий урок - концерт
1
10. Музыкальные инструменты
1
11. «Садко». Из русского былинного сказа
1
12. Музыкальные инструменты
1
13. Звучащие картины
1
14. Разыграй песню
1
Основные закономерности музыкального искусства
2
15. Рождество. Родной обычай старины
1
16. Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок - концерт
1
Музыкальная картина мира
17
17. Край, в котором ты живешь
1
18. Художник, поэт, композитор
1
19. Музыка утра
1
20. Музыка вечера
1
21. Музыкальные портреты
1
22. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка
1
23. Музы не молчали
1
24. Мамин праздник
1
25. Обобщающий урок - концерт
1
26. Музыкальные инструменты
1
27. Музыкальные инструменты
1
28. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке)
1
29. Музыка в цирке
1
30. Дом, который звучит
1
31. Опера - сказка
1
32. «Ничего на свете лучше нету»
1
33. Обобщающий урок - концерт
1
2 класс
№
Тема урока
Музыка в жизни человека
Кол-во часов
3
1.
Мелодия
1
2.
Здравствуй, Родина моя! Моя Россия
1
3.
Гимн России
1
Музыка
6
4.
Музыкальные инструменты (фортепиано)
1
5.
Природа и музыка
1
6.
Танцы, танцы, танцы…
1
7.
Марш. Звучащие картины.
1
8.
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
1
9.
Обобщающий урок - концерт
1
Основные закономерности искусства
7
10.
Великий колокольный звон
1
11.
Святые земли русской. А. Невский
1
12.
Сергий Радонежский
1
13. Молитва
1
14. С Рождеством Христовым
1
15. Музыка на Новогоднем празднике
1
16. Обобщающий урок – концерт.
1
Музыка в жизни человека
4
17. Русские народные инструменты.
1
18. Разыграй песню.
1
19. Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
1
20. Проводы зимы. Встреча весны.
1
Основные закономерности искусства
6
21. Сказка будет впереди
1
22. Детский музыкальный театр. Опера. Балет.
1
23. Театр оперы и балета. Дирижер.
1
24. Опера «Руслан и Людмила»
1
25. Увертюра. Финал.
1
26. Обобщающий урок – концерт.
1
Раздел 6
4
27. Симфоническая сказка
1
28. Сюита «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление.
1
29. В.А. Моцарт
1
30. Урок концерт
1
Музыкальная картина
4
31. Волшебный цветик - семицветик
1
32. Все в движении. Популярная песня
1
33. Музыка учит людей понимать друг друга
1
34. Природа и музыка
1
3 класс
№
Тема урока
Основные закономерности музыкального искусства
Кол-во часов
5
1.
Мелодия – душа музыки
1
2.
Природа и музыка. Звучащие картины
1
3.
«Наша слава – русская держава»
1
4.
Кантата «Александр Невский»
1
5.
Опера «Иван Сусанин»
1
Музыка в жизни человека
4
6.
Утро
1
7.
Портрет в музыке
1
8.
Игры и игрушки
1
9.
Обобщающий урок – концерт.
1
Музыкальная картина мира
10. Духовная музыка
4
1
11.
Колыбельные песни
1
12.
Вербное воскресенье. Вербочки
1
13.
Святые земли Русской
1
Основные закономерности музыкального искусства
22
14.
Фольклор. Былины.
1
15.
Певцы русской старины
1
16.
Обобщающий урок – концерт.
1
17.
Широкая Масленница
1
18.
Опера «Руслан и Людмила»
1
19.
Мировые оперы
1
20.
Опера «Снегурочка»
1
21.
Балет «Спящая красавица»
1
22.
Мюзиклы
1
23.
Музыкальное состязание (концерт)
1
24.
Музыкальное состязание (концерт)
1
25. Музыкальные инструменты (скрипка)
1
26. Обобщающий урок – концерт.
1
27. Сюита «Пер Гюнт»
1
28. Мир Бетховена
1
29. «Чудо - музыка». Джаз
1
30. Мир Прокофьева
1
31. Певцы родной природы
1
32. Музыкальная речь
1
33. «Радость к солнцу нас зовет»
1
34. Обобщающий урок – концерт.
1
4 класс
№
Тема урока
Музыка в жизни человека
Кол-во часов
4
1.
Мелодия
1
2.
Как сложили песню
1
3.
Патриотическая музыка
1
4.
Святые земли Русской. Илья Муромец.
1
Музыкальная картина мира
7
5.
Лирика в музыке и поэзии
1
6.
«Что за прелесть эти сказки!»
1
7.
Ярмарочное гулянье
1
8.
Музыкальные интонации
1
9.
Обобщающий урок – концерт.
1
10.
Музыкальные инструменты России
1
11.
Оркестр русских народных инструментов
1
Основные закономерности музыкального искусства
24
12.
Музыкальные инструменты
1
13.
Музыкальные жанры
1
14.
Ф. Шопен
1
15.
Л.В. Бетховен
1
16.
Обобщающий урок – концерт.
1
17.
Зимнее утро. Зимний вечер.
1
18.
Опера «Иван Сусанин»
1
19.
Опера «Иван Сусанин»
1
20.
Оперы М. Мусоргского
1
21.
Восточные молитвы
1
22.
Балет
1
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
23. Театр музыкальной комедии
1
24. Музыкальная речь
1
25. Музыкальные инструменты
1
26. Обобщающий урок – концерт.
1
27. Праздники Русской православной церкви
1
28. Родной обычай старины. Светлый праздник
1
29. Кирилл и Мефодий
1
30. Народные праздники. Троица
1
31. Музыкальные интонации
1
32. Музыкальный сказочник
1
33. Выразительность и изобразительность в музыке
1
34. Обобщающий урок – концерт.
1