Приложение № 4 ООП НОО Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Уровень начального общего образования 1. Планируемые результаты освоения учебного курса Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1.формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразие природы, народов, культур и религий; 3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4. овладение начальными навыками адаптации динамично изменяющимся и развивающимся мире; 5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8. развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотиваций к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1.овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления; 2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4. формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измерять величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео – и графическом сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо – видовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11. готовность слушать собеседника и вести диалог и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; 14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий Предметные результаты: 1. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5. первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7. осознание ценности человеческой жизни. Планируемые результаты по учебному модулю «Основы светской этики» Обучающийся научится: – раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.); – на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества; – излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Обучающийся получит возможность научиться: – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики; – устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями; – выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; – акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Планируемые результаты по учебному модулю «Основы православной культуры» Личностные результаты 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; 2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; 3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения; 4. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; 5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 6. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; 2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; 3. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; 4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; 5. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 6. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 7. Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. 1. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. 2. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России. 3. Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни. Содержание учебного предмета Курс обозначенного в системе ОРКСЭ модуля «Основы светской этики» имеет две части. В первую часть включены 4 раздела, которые предполагают следующую логику: Раздел 1. Этика общения. Основой этого раздела служат знания о нравственных понятиях, определяющих представление школьников о воспитанности, этических нормах взаимодействия и общения с окружающими и сверстниками, понимание сочетания внешнего и внутреннего в нравственной характеристике личности. Раздел 2. Этикет. В данном разделе определяется нравственная сущность и содержание устоявшихся правил поведения в типичных, часто повторяющихся ситуациях взаимодействия людей. Этикет как условный церемониал определяет смысловое значение основных критериев поведения человека: здравый смысл, стремление к красоте, гуманизм. Этические нормы этикета предполагают освоение детьми навыков поведения за столом, умения правильно вести себя в гостях, в типичных жизненных ситуациях и домашней обстановке, применение этикетных правил в повседневной школьной жизни. Раздел 3. Этика человеческих отношений. Здесь определяются нравственные основы взаимоотношений с окружающими взрослыми и сверстниками, а также в семье на принципах уважения и доброжелательности, овладения нюансами в стремлении понять душевное состояние других, чутко откликнуться на него. Раздел 4. Этика отношений в коллективе, обозначающая нравственную сущность взаимодействия людей в коллективной жизнедеятельности, построении отношений, типичное и особенное в поведении и высказываниях школьников, отношениях между мальчиками и девочками. Сюда входит и освоение нравственных основ поведения личности в коллективе. Продолжение и развитие освоения школьниками основ этики, формирование этической культуры детей определяются в содержании второй части курса в следующих разделах: Раздел 1. Простые нравственные истины. Этот раздел включает учеников в процесс осознания и переживания вечных истин как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров, углубляющих такие понятия, как «добро», «милосердие», последовательно подводящих к личностному осмыслению понятия «совесть». Раздел 2. Душа обязана трудиться. Содержание этого раздела определяет нравственную суть душевности в человеке и ведёт к пониманию человеческого соучастия в проявлении сочувствия, сопереживания, сострадания по отношению к другому человеку, к умению понять и простить, проявить терпимость, отнестись с уважением к иным традициям, мышлению, образу жизни. Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер. Обучающиеся включаются в процесс осмысления причин и источников переживаемых обид, помогают найти способы их преодоления, подходят к пониманию важности бескорыстия, значимости соотношения чувств и разума во взаимодействии с окружающими и в своей семье. Раздел 4. Судьба и Родина едины. Содержание этого раздела стимулирует понимание ребёнком нравственных основ в окружающем его мире, значимость патриотизма и гражданственности в собственном опыте жизни, неразрывности с Родиной, необходимости собственной ответственности за это единство. Данные разделы охватывают весь ракурс жизнедеятельности человека в обществе и государстве, его взаимодействие с людьми и окружающим миром. Они включают простые нормы нравственности, которые основываются на гуманистических принципах жизнедеятельности человека в обществе. «Гуманизм» — этический термин, смысл которого — проявление уважения и доброжелательного отношения к каждому человеку. Человек и его жизнь — главные ценности и основания гуманистических идей и принципов. Содержание учебного предмета «Основы православной культуры» Учебное пособие «Основы православной культуры», автор А.В.Кураев Глава I «Мир и человек каким его понимают христиане» с дополнительным материалом «Символ Веры» даёт основные и религиозные понятия и представления. Это возможность постепенно перейти от первых смутных представлений ребёнка о Боге к понятиям, позволяющим логически с научной достоверностью объяснить детям явления духовной жизни. Глава II «Жизнь по христианским добродетелям» с дополнительным материалом «Заповеди блаженств». Даёт образцы жизнеописания святых. Показаны примеры жизни наших соотечественников по заповедям Божиим. Необходимо излагать о них материал так, чтобы дети могли сделать вывод, что эти люди жили не так уж давно, чтобы создавался эффект реальности событий. Глава III «Православные и семейные праздники» с дополнительным материалом «Двунадесятые праздники, Пасха». Православные праздники – неиссякаемый источник традиций и обрядов русского народа. Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы. Это дает возможность ребенку оставаться включенным в жизнь общества и природы и в то же время обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества. Содержание учебника построено с учетом: возрастных особенностей обучающихся; новизны и особенностей содержания курса; культурологической направленности курса; направленности предмета на объединение, а не разобщение обучающихся; имеющегося учебного, социального и личностного опыта обучающихся; возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала обучающихся и т. Тематическое планирование №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Название разделов Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Основы религиозных культур Россия – Родина моя. Российская Федерация. Этика и этикет. Что такое светская этика. Этика и этикет. Современные правила поведения. Вежливость. Этикет приветствия. Вежливость. Уважение, тактичность. Добро и зло. Добро и зло. Щедрость, доброта. Добродетель и порок. Дружба. Роль доверия в укреплении дружбы Дружба и порядочность Кол-во часов 1 33 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Честность и искренность. Честность и искренность, правдивость, тактичность. Гордость и гордыня. Гордость и гордыня. Человечность и тщеславие. Обычаи и обряды русского народа. Терпение и труд. Терпение и труд. Сочетание труда умственного и физического Семья. Род и семья. Родословная семьи. Семейные традиции. Семейные традиции. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание Сердце матери. Сердце матери. Материнская любовь. Правила твоей жизни. Правила твоей жизни. Культура общения сверстников Праздники народов России. Праздники народов России. Религии. Защитники Отечества. Защитники Отечества. Отечественная война 1812 и 1941 – 1945гг. Презентация проектов по теме «Моя семья – моя опора» Презентация проектов по теме «Этикет в моей жизни». С чего начинается Родина В тебе рождается патриот и гражданин 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1