Приложение № 4
ООП НОО
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
Уровень начального общего образования
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты:
1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразие
природы, народов, культур и религий;
3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4. овладение начальными навыками адаптации динамично изменяющимся и развивающимся мире;
5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8. развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций;
10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотиваций к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4. формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже
в ситуациях неуспеха;
5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач;
7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измерять величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-,
видео – и графическом сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо – видовым
признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11. готовность слушать собеседника и вести диалог и вести диалог; готовность признать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
(природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами;
16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке как основе национального самосознания;
2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого
общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателем общей культуры и
гражданской позиции человека;
4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения коммуникативных задач;
5. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических
и коммуникативных задач.
Обучающийся научиться:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные
правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего
собственного мнения);
(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с
учебно-познавательной
задачей (под руководством учителя);
пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их
абзацным
отступам, определять последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания
рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся
получит возможность научиться:
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при
устном
или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему
(после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и
исправлять неточности в содержании и оформлении.
2. Содержание учебного курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации,
содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,
рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации,
заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным
письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших
собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин,
серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и
последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых
моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.
Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и
чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как
средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного
списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств:
пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление
небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.
Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение
звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение
качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный —
непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное
ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и
сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на
письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я;
в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знак переноса, абзац.
Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со
словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и
многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и
различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и
неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.
Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных,
отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение
существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к
1, 2, 3-му склонению.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам,
кроме прилагательных на - ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи.
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что
сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам
и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён
существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений
по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и
невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных
членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм
в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные.
Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желток», «железный»
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом
ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание
на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам.
Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства
и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное
и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение -описание, сочинение-рассуждение.
5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
УМК «Школа России»
1 класс
№
Тема урока
Добукварный период
Кол-во часов
18
1
Знакомство с прописью и разлиновкой на ее страницах. Гигиенические правила письма.
1
2
Строка и междустрочное пространство. Письмо наклонных прямых.
1
3
Письмо полуовалов «левых» и «правых». Письмо овалов.
1
4
Письмо наклонных прямых с закруглением внизу вправо и влево
1
5
Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу и вверху. Письмо полуовалов
1
6
Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу влево и вправо
1
7
Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху и внизу вправо и влево. Письмо удлиненной петли
внизу.
1
8
Письмо полуовалов «левых» и «правых». Пись мо овалов.
1
9
Письмо строчной буквы а.
1
10
Письмо прописной буквы А.
1
11
Письмо строчой буквы о.
1
12
Письмо прописной буквы О.
1
13
Строчная буква и .
1
14
Заглавная буква И
1
15
Написание буквы ы
1
16
Написание букв ы, и
1
17
Письмо строчной буква у
1
18
1
Букварный период
61
19
Письмо строчной буквы н
1
20
Письмо прописной буквы Н. Письмо изученных букв.
1
21
Письмо строчной буквы с
1
22
Письмо прописной буквы С
1
23
Письмо строчной буквы к.
1
24
Письмо прописной буквы К
1
25
Письмо строчной буквы т
1
26
Письмо прописной буквы Т
1
27
Письмо строчной буквы л.
1
28
Письмо прописной буквы Л.
1
29
Письмо прописной буквы р.
1
30
Написание прописной буквы Р
1
31
Написание строчной буквы в.
1
32
Написание прописной буквы В
1
33
Написание строчной е
1
34
Написание прописной буквы Е
1
35
Упражнение в написании изученных букв. Написание строчной буквы п.
1
36
Резерв
37
Написание прописной буквы П
1
38
Написание строчной буквы м.
1
39
Написание прописной буквы М.
40
Написание строчной буквы з.
1
41
Написание заглавной буквы З.
1
42
Написание строчной буквы б
1
43
Написание заглавной буквы Б
1
44
Написание строчной буквы д.
1
45
Написание заглавной буквы Д
1
46
Написание строчной буквы я.
1
47
Написание заглавной буквы Я
1
48
Написание строчной буквы г.
1
49
Написание заглавной буквы Г.
1
50
Упражнение в написании буквы ч
1
51
Написание прописной буквы ч
1
52
Написание заглавной буквы Ч
1
53
Упражнение в написании слов, слогов и предложений с изученными буквами
1
54
Написание ь знака
1
55
Написание строчной буквы ш.
1
56
Написание заглавной буквы Ш.
1
57
Написание слов с ши
1
58
Написание строчной буквы ж
1
59
Написание заглавной буквы Ж
1
60
Строчная буква ё
1
61
Написание заглавной буквы Е
1
62
Написание строчной буквы й
1
63
Упражнение в написании слов предложений с буквой й
1
64
Написание строчной буквы х.
1
65
Заглавная буква Х
1
66
Написание слов и предложений с изученными буквами
1
67
Написание строчной буквы ю
1
68
Написание заглавной буквы Ю
1
69
Написание строчной буквы ц
1
70
Написание заглавной буквы Ц
1
71
Написание строчной буквы э
1
72
Написание заглавной буквы Э
1
73
Написание строчной буквы щ
1
74
Написание слов ча-ща. Чу – щу.
1
75
Написание заглавной буквы Щ
1
76
Написание строчной и заглавной Букв Ф, ф.
1
77
Написание слов с ь иъ знаками
1
78
Написание слов ча-ща, чу-щу
1
Контрольное списывание
1
79
Русский язык. Послебукварный период
Наша речь
5
80
Наша речь.
1
81
Устная и письменная речь
1
82
Текст и предложение
1
83
Предложение. Проверочная работа №1
1
84
Диалог
1
Слова, слова, слова
4
85
Роль слов в речи.
1
86
Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действия
предметов.
1
87
«Вежливые слова»
1
88
Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова
1
Слово, слог. ударение
6
89
Слог как минимальная произносительная единица.
1
90.
Деление слов на слоги.
1
91.
Перенос слов
1
92
Перенос слов
1
93.
Ударение (общее представление).
1
94.
Ударение и безударные слоги
1
Звуки и буквы
37
95
Звуки и буквы.
1
96.
Диктант № 1 по теме «Предложение»
1
97.
Анализ диктанта. Русский алфавит, или Азбука.
1
98
Русский алфавит, или Азбука.
1
99
Гласные звуки и буквы .
1
100
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
1
101.
Гласные звуки и буквы. Слова с буквой э.
1
102.
Обозначение ударного гласного буквой на письме
1
103
Особенности проверяемых проверочных слов. Правописание гласных в ударных и безударных слогах
1
104
Резерв
1
105
Правописание гласных в ударныхи безударных слогах
1
106
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука
1
107.
Согласные звуки и буквы
1
108.
Слова с удвоенными согласными
1
109
Слова с буквами И и Й.
1
110.
Твердые и мягкие согласные звуки.
1
111.
Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.
1
112.
Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки.
1
113
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком
1
114
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.
1
115
Востановление текста с нарушенным порядком предложение
1
116
Глухие и звонкие согласные звуки
1
117
Парные звонкие и глухие согласные звуки.
1
118
Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов.
1
119
Правописание парных согласных звуков на конце слов
1
120
Правописание парных согласных звуков на конце слов
1
121
Шипящие согласные звуки
1
Буквосочетаниями чк, чн, чт.
1
1
124
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
1
125
Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши. ча-ща, чу-щу.
1
126
Диктант № 2 по теме « Повторение изученного »
1
127
Анализ диктанта. Заглавная буква в словах
1
128
Проект «Сказочная страничка»
1
129
Комплексная итоговая работа
1
130
Закрепление изученного материала
1
131
Повторение и обобщение изученного материала
1
132
Повторение и обобщение изученного материала
1
122- 123
2 класс
№ урока
Тема урока
Радел «Наша речь»
Кол-во часов
3
1
Знакомство с учебником. Какая бывает речь?
1
2
Что можно узнать о человеке по его речи?
1
3
Как отличить диалог и монолога?
1
Радел «Текст»
4
4
Что такое текст?
1
5
Что такое тема и главная мысль текста?
1
6
Части текста.
1
7
Диктант
1
8
Анализ диктанта
1
Раздел «Предложение»
9
9
Что такое предложение?
1
10
Как из слов составить предложение?
1
11
Что такое главные члены предложения?
1
12
Что такое второстепенные члены предложения?
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
1
13
1
14
Распространённые и нераспространённые члены предложения
1
15
Как установить связь слов в предложении?
1
16
Сочинение по репродукции картины И.Остроухова «Золотая осень». Коллективное составление
1
рассказа
17
Диктант по теме «Члены предложения»
1
Раздел «Слова, слова, слова…»
17
18
Что такое лексическое значение слова?
1
19
Что такое однозначные и многозначные слова?
1
20
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?
1
21
Что такое синонимы?
1
22
Что такое антонимы?
1
23
Контрольный диктант
1
24
Анализ диктанта
1
25
Что такое родственные слова?
1
26
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
1
27
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
1
28
Какие бывают слоги?
1
29
Как определить ударный слог?
1
30
Как переносить слова с одной строки на другую?
1
31
Как переносить слова с одной строки на другую?
1
32
Обучающее сочинение по серии картинок
1
33
Контрольный диктант
1
34
Анализ диктанта. Проверочная работа
1
Раздел «Звуки и буквы»
31
35
Как различать звуки и буквы?
1
36
Как мы используем алфавит?
1
37
Как мы используем алфавит?
1
38
Какие слова пишутся с заглавной буквы?
1
39
Как определить гласные звуки?
1
40
Контрольный диктант
1
41
Анализ диктанта
1
42
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
1
43-44
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.
2
45-46
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.
2
47
Обучающее сочинение.
1
48
Диктант. Проверочная работа
1
49
Работа над ошибками
1
50
Как определить согласные звуки?
1
51
Согласный звук [Й] и буква И краткое.
1
52
Согласный звук [Й] и буква И краткое.
1
53
Слова с удвоенными согласными.
1
54
Развитие речи. Работа с деформированным текстом
1
55
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
1
56
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
1
57
Как обозначить мягкость согласного звука на письме?
1
58
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.
1
59
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.
1
60
Контрольный диктант
1
61
Анализ диктанта. Проверочная работа
1
62
Наши проекты. Пишем письмо.
1
Раздел «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
25
63
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
1
64
Развитие речи. Обучающее изложение.
1
65
Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные».
1
66
Наши проекты. Рифма.
1
67
Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ
1
68
Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ
1
69
Проверь себя «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу»
1
70
Как отличить звонкий согласный от глухого?
1
71
Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие
согласные от глухих?
Проверка парных согласных в корне слова
1
72
1
73
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.
1
74
Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста
1
75
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
1
76
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
1
77
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
1
78
1
79
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного
текста
Контрольный диктант
80
Работа над ошибками . Проверочная работа
1
81
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
1
82
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
1
83
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
1
84
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.
1
85
Контрольное списывание. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
1
86
Работа над ошибками. Обучающее сочинение «Зимние забавы»
1
87
Обобщение изученного материала.
1
Раздел «Части речи»
1
41
88
Что такое части речи?
1
89
Что такое части речи?
1
90
Что такое имя существительное?
1
91
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
1
92
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и
фамилиях людей
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и
1
93
1
фамилиях людей
94
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и
1
фамилиях людей
95
Заглавная буква в написаниях кличек животных
1
96
Заглавная буква в географических названиях
1
97
Обучающее изложение
1
98
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.
1
99
Диктант.
1
100
Анализ диктанта. Единственное и множественное число имён существительных.
1
101
Единственное и множественное число имён существительных.
1
102
Единственное и множественное число имён существительных.
1
103
Обучающее изложение
1
104
Проверка знаний.
1
105
Диктант.
1
106
Анализ диктанта. Что такое глагол?
1
107
Что такое глагол?
1
108
Единственное и множественное число глаголов
1
109
Единственное и множественное число глаголов
1
110
Правописание частицы НЕ с глаголами.
1
111
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».
1
112
Что такое текст –повествование?
1
113
Проверка знаний
1
114
Что такое имя прилагательное?
1
115
Связь имени прилагательного с именем существительным.
1
116
Прилагательные близкие и противоположные по значению.
1
117
Единственное и множественное число имён прилагательных.
1
118
Что такое текст – описание?
1
119
Проверка знаний
1
120
Общее понятие о предлоге.
1
121
Раздельное написание предлогов со словами.
1
122
Восстановление предложений.
1
123
Проверка знаний
1
124
Что такое местоимение?
1
125
Что такое местоимение?
1
126
Что такое текст – рассуждение?
1
127
Контрольный диктант
1
128
Анализ диктанта. Проверка знаний
1
Повторение
129
130
8
Повторение по теме «Текст»
1
Сочинение по картине
1
131
Повторение по теме «Предложение»
1
132
Повторение по теме «Слово и его значение»
1
133
Повторение по теме «Части речи»
1
134
Повторение по теме «Звуки и буквы».
1
135
Повторение по теме «Правила правописания»
1
136
Контрольное списывание
1
3 класс
№ урока
Тема урока
Раздел «Язык и речь» - 2 ч.
Кол-во часо
2
1
Наша речь. Виды речи
1
2
Наш язык
1
Раздел «Текст. Предложение. Словосочетание»
11
3
Текст. Типы текстов
1
4
Предложение. Виды предложений по цели высказывания
1
5
Виды предложений по интонации
1
6
Предложения с обращением
1
7-8
Главные и второстепенные члены предложения.
2
9-10
Простое и сложное предложения
2
11-12
Словосочетание
2
13
Контрольный диктант по теме «Предложение»
1
Раздел «Слово в языке и речи»
18
14
Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
1
15
Синонимы и антонимы
1
16
Омонимы.
1
17
Слово и словосочетание
1
18
Фразеологизмы
1
19
Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».
1
20
Части речи.
1
21
Имя существительное.
1
22
Имя прилагательное.
1
23
Глагол
1
24
Что такое имя числительное?
1
25
Однокоренные слова
1
26
Звуки и буквы. Гласные звуки
1
27
Звуки и буквы. Согласные звуки
1
28
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак
1
29
Изложение текста М.Пришвина «Полянка» по коллективно составленному плану.
1
30
Проект «Рассказ о слове».
1
31
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»
1
Раздел «Состав слова»
14
32
Что такое корень слова? Как найти в слове корень?
1
33
Сложные слова
1
34
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
1
35
Окончание слова
1
36
Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
1
37
Значение приставок
1
38
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
1
39
Значения суффиксов.
1
40
Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».
1
41
Что такое основа слова?
1
42
Обобщение изученного
1
43
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
1
44
Подробное изложение повествовательного текста В.Бианки «Скворцы»
1
45
Проект «Семья слов»
1
Раздел «Правописание частей слова»
23
В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне
1
47-48
Правописание слов с безударными гласными в корне.
2
49-50
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне
2
Сочинение по серии картин «Серая Шейка».
1
52-53
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.
2
54-55
Правописание слов с удвоенными согласными
2
56
Сочинение по опорным словам по картине В.Васнецова «Снегурочка».
1
57
Контрольный диктант по теме « Правописание корней слова»
1
46
51
58-59
Правописание суффиксов и приставок
60-61
Правописание приставок и предлогов в словах.
2
62
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
1
63
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»
1
Разделительный твёрдый и мягкий знак
2
66
Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту М. Родионовой «Скворец-музыкант».
1
67
Проект «Составляем орфографический словарь»
64-65
2
Раздел «Части речи»
68
Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. Части речи
Имя существительное
1
61
1
27
Значение и употребление имён существительных в речи
2
71
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
1
72
Изложение по самостоятельно составленному плану по тексту В. Бочарникова «Мал, да удал».
1
73
Собственные и нарицательные имена существительные
1
74
Проект «Тайна имени».
1
75-76
Число имён существительных
2
77-78
Род имён существительных
2
79-80
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
2
69-70
81
Обучающее изложение
1
82
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
1
83
Склонение имён существительных
1
84
Падеж имен существительных
1
85
Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»
1
86
Именительный падеж
1
87
Родительный падеж
1
88
Дательный падеж
1
89
Винительный падеж
1
90
Творительный падеж
1
91
Предложный падеж
1
92
Обучающее изложение
1
93
Обобщение изученного.Проект «Зимняя страничка»
1
94
Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»
1
95
Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных»
1
Имя прилагательное
96-97
98
15
Значение и употребление имён прилагательных вречи
2
Роль прилагательных в тексте
1
99
100
Текст-описание. Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»
1
Род имён прилагательных
1
101-102 Изменение имён прилагательных по родам
103
2
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
104-105 Число имён прилагательных
1
2
106-107 Изменение имён прилагательных по падежам
2
108
Обобщение изученного
1
109
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками».
1
110
Проект «Имена прилагательные в загадках»
1
Местоимения
4
111
Личные местоимения
1
112
Изменение личных местоимений по родам
1
113
Местоимение
1
114
Обучающее изложение
1
Глагол
14
115-116 Значение и употребление глаголов в речи
2
117-118 Неопределённая форма глаголов
2
119
Число глаголов
1
120
Времена глаголов
1
121
Времена глаголов.2-е лицо глаголов
1
122-123 Изменение глаголов по временам. Обучающее изложение
2
124
Род глаголов в прошедшем времени
1
125
Правописание частицыне с глаголами.
1
126-127 Обобщение изученного
128
2
Контрольный диктант по теме «Глагол»
1
Повторение – 7 ч.
129
Части речи.
1
130
Обобщение изученного о словах, предложениях
1
131
Правописание окончаний имён прилагательных
1
132
Правописание приставок и предлогов
1
133
Правописание безударных гласных
1
134
Итоговый контрольный диктант
1
135
Текст. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»
1
136
Резерв
1
№ урока
Тема урока
4 класс
Кол-во часов
1
Раздел « Предложение (синтаксис и пунктуация)»
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.
28
1
2
Язык и речь. Формула вежливости
1
3
Текст и его план
1
4
Обучающее изложение
1
5
Анализ изложения. Типы текстов
1
6
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации
1
7
Диалог. Обращение
1
8
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения
1
9
Контрольный диктант
1
10
Словосочетание
1
Раздел «Предложение»
11
Однородные члены предложения.
6
1
12
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
1
13
Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
1
14
Наши проекты
1
15
Простое и сложное предложение. Связь между простыми предложениями в составе сложного
1
16
Контрольный диктант
1
Раздел «Слово в языке и речи»
17
17
Слово и его лексическое значение
1
18
Многозначные слова. Прямое и переносное значение. Заимствованные слова. Устаревшие слова
1
19
Синонимы. Антонимы. Омонимы
1
20
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.
1
21
Состав слова. Распознание значимых частей слова
1
22
Состав слова. Распознание значимых частей слова
1
23
Правописание гласных и согласных в корнях слов
1
24
Правописание приставок и суффиксов
1
25
Разделительный твердый и мягкий знаки
1
26
Обучающее изложение
1
27
Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи
1
28
Склонение имен существительных и имен прилагательных
1
29
Имена числительные. Глагол
1
30
Наречие как часть речи
1
31
Правописание наречий
1
32
Сочинение отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
1
33
Контрольный диктант
1
Раздел «Имя существительное»
34
Распознание падежей имен существительных
30
1
Упражнение в распознании имен существительных в И.п., Р.п., В.п. неодушевленных имен
1
35
существительных
36
Упражнение в распознании имен существительных творительном и предложном падежах
1
37
Повторение сведений о падежах и приемах их распознания. Несклоняемые имена существительные
1
38
Три склонения имен существительных (общее представление). 1склонения имен существительных
1
39
Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
1
40
2 склонения имен существительных
1
41
Упражнение в распознании имен существительных 2 склонения
1
42
3 склонения имен существительных
1
43
Упражнение в распознании имен существительных 3 склонения
1
44
Обучающее изложение
1
Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных 1,2,3склонения единственного числа.
1
45
Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных
46
Именительный и винительный падежи имен существительных.
1
47
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже
1
48
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в дательном падеже
1
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном и дательном
1
49
падеже
50
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже
1
51
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в предложном падеже
1
52
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах
1
53
Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница»
1
54
Контрольный диктант
1
55
Анализ диктанта. Повторение
1
56
Склонение имен существительных во множественном числе
1
57
Именительный падеж имен существительных множественного числа
1
58
Родительный падеж имен существительных множественного числа
1
59
Д.п., Т.п., П.п. имен существительных множественного числа
1
60
Обучающее изложение
1
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и
1
61
множественном числе.
62
Контрольный диктант
1
63
Анализ диктанта. Наши проекты
1
Раздел «Имя прилагательное»
25
64
Имени прилагательное как часть речи
1
65
Род и число имен прилагательных
1
66
Описание игрушки
1
67
Склонение имен прилагательных.
1
68
Сочинение по картине А.В. Серова «Мика Морозов»
1
69
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе
1
70
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и Р.п.
1
71
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Д.п.
1
72
Именительный, винительный, родительный падеж.
1
73
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Т.п.и П.п.
1
74
Выборочное изложение повествовательного текста. Наши проекты
1
75
Анализ изложения. Склонение имен прилагательных женского рода
1
76
Именительный и винительный падеж имен прилагательных женского рода.
1
77
Р.п., Д.п., Т.п. и П.п. имен прилагательных женского рода.
1
78
В.п. и Т.п. падеж имен прилагательных женского рода
1
79
Изложение описательного текста
1
80
Анализ изложения. Склонение имен прилагательных во множественном числе
1
81
Сочинение – отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»
1
82
И.п. и В.п. имен прилагательных множественного числа
1
83
Р.п. и П.п. имен прилагательных множественного числа
1
84
Д.п. и Т.п. имен прилагательных множественного числа
1
85
Обобщение по теме «Имя прилагательное».
1
86
Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
1
87
Контрольный диктант
1
88
Анализ диктанта. Повторение
1
Раздел «Местоимение»
7
89
Местоимение как часть речи. Личные местоимения
1
90
Изменение личных местоимений 1 , 2
1
91
го
Изменение личных местоимений 3
го
го
лица по падежам
лица по падежам
1
92
Изменение личных местоимений по падежам
1
93
Изложение повествовательного текста с элементами описания
1
94
Контрольный диктант
1
95
Анализ контрольного диктанта. Повторение
1
Радел «Глагол»
96
Роль глаголов в языке
26
1
97
Изменение глаголов по временам
1
98
Неопределенная форма глагола
1
99
Изменение глаголов по временам
1
100
Изложение повествовательного текста по цитатному плану
1
101
Анализ изложения. Спряжение глаголов
1
102
Спряжение глаголов
1
103
2 лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе
1
104
Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
1
105
1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени
1
106
1 и 2 спряжение глаголов будущего времени
1
107
Наши проекты
1
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
3
111
Возвратные глаголы
1
112
Правописание возвратных глаголов
1
113
Закрепление. Составление рассказа по серии картинок
1
114
Правописание глаголов в прошедшем времени
1
115
Изложение повествовательного текста по вопросам
1
116
Контрольный диктант
1
117
Анализ диктанта. Повторение
1
118
Обобщающий урок по теме «Глагол»
1
119
Обобщающий урок по теме «Глагол»
1
120
Изложение повествовательного текста
1
121
Проверка знаний по теме «Глагол»
1
122
Анализ изложения и текстовой работы
1
108-110
Повторение
123
Язык. Речь. Текст.
14
1
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
124
Предложение и словосочетание
1
125
Предложение и словосочетание
1
126
Лексическое значение слова
1
127
Сочинение по картине «Мои впечатления о картине И.И.Шишкина «Рожь»
1
128
Состав слова
1
129
Состав слова
1
130
Части речи
1
131
Изложение повествовательного текста
1
132
Анализ изложения. Части речи
1
133
Итоговый контрольный диктант
1
134
Анализ контрольного диктанта. Повторение
1
135
Звуки и буквы
1
136
Игра «По галактике Частей речи»
1