окружающий мир 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная
область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует
Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего
мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего
образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего
образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования
составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы
воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном
мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и
интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на
достижение следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную
среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих,
нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по
окружающему миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной
и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с
творческим
использованием
приобретённых
знаний
в
речевой,
изобразительной, художественной деятельности;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому
государству, определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;
 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений
в социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
 становление навыков повседневного
проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и
обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение
общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей
составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого
гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа
жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков
и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его
самость», «Человек и познание».


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс –
68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации.
Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика
родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и
характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей
между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда,
День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.
Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды:
Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как
носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников
истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность
каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального
статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных
объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика
планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина
смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор
на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов
человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия,
краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана
природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного
поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного
по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста
с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и
других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание
государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий
способствуют формированию умений:
 устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
 конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
 моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);
 соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;

классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных
учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию
умений:
 использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность
информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных
ресурсов;
 использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники,
энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого
выхода);
 делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать
презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная
грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
 характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую
роль нервной системы в деятельности организма;
 создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек;
 описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
 составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей
жизни природных зон, пищевых цепей);
 составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
 создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
 самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки;
 контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;
 адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
 находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.


Совместная деятельность способствует формированию умений:
 выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинённый,
напарник, члена большого коллектива;
 ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой
вклад в общее дело;
 анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые
могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся
руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности
обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России
в современном мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу,
к своей национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как
члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений,
которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм
поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного
отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах
художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение
правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и
психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к
природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять
способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между
объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению)
наблюдения, несложные опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных
вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов,
событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи
питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и
его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта
изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения
(опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом
учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем
способа её проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);


анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде
(рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё
мнение; приводить доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни,
взаимоотношениях и поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы,
подкреплять их доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы,
событиях социальной жизни;
 готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к
тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том
числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;


оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно
участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе
изученного материала по окружающему миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника;
считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без
участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России;
 соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
 показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра,
моря, омывающие территорию России);
 показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
 находить место изученных событий на «ленте времени»;
 знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
 соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;
 рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее
известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и
родного края;





















описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе
государственную символику России и своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные
наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и
измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки;
проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том
числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены
природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах
изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры
населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры
(музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационнотелекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных
ресурсов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

10

1.2

История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта

17

1.3

Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
наследие

6

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

33

Раздел 2. Человек и природа
2.1

Методы познания окружающей
природы. Солнечная система

5

2.2

Формы земной поверхности. Водоемы и
их разнообразие

9

2.3

Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны

5

2.4

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Итого по разделу

24

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни: профилактика
вредных привычек

1

3.2

Безопасность в городе. Безопасность в
сети Интернет

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Итого по разделу

5

Резервное время

6

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР, 4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Как человек изучает окружающую
природу?

1

2

Солнце - звезда

1

3

Планеты Солнечной системы. Луна –
спутник Земли

1

4

Смена дня и ночи на Земле как
результат вращения планеты вокруг
своей оси (практические работы с
моделями и схемами)

1

1

5

Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены сезонов
(практические работы с моделями и
схемами). Общая характеристика
времён года

1

1

6

Историческое время. Что такое
«лента времени»?

1

7

Экологические проблемы
взаимодействия человека и природы

1

8

Всемирное культурное наследие

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414eca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415118

Библиотека ЦОК

России

https://m.edsoo.ru/f8415b9a

9

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия в России

1

10

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия за рубежом

1

11

Знакомство с Международной
Красной книгой

1

12

Всемирное культурное наследие

1

13

Охрана историко-культурного
наследия

1

14

О вредных для здоровья привычках

1

15

Правила цифровой грамотности при
использовании Интернет

1

16

Планирование маршрутов с учётом
транспортной инфраструктуры
населённого пункта

1

17

Правила поведения в общественных
местах: зонах отдыха, учреждениях
культуры и торговых центрах

1

18

Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате. Дорожные
знаки

1

19

Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская
(название, общая характеристика,
нахождение на карте)

1

20

Горные системы России: Урал,

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841580c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415636

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415da2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416306

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84164be

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416996

Библиотека ЦОК

Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные вершины,
место нахождения на карте)

https://m.edsoo.ru/f8416b58

21

Водоёмы Земли, их разнообразие.
Естественные водоёмы: океан, море,
озеро, болото. Примеры водоёмов в
России

1

22

Река как водный поток

1

23

Крупнейшие реки России: название,
нахождение на карте

1

24

Характеристика природных зон
России: арктическая пустыня. Связи
в природной зоне

1

25

Характеристика природных зон
России: тундра. Связи в природной
зоне

1

26

Характеристика природных зон
России: тайга. Связи в природной
зоне

1

27

Характеристика природных зон
России: смешанный лес. Связи в
природной зоне

1

28

Характеристика природных зон
России: степь и полупустыня. Связи
в природной зоне

1

29

Формы земной поверхности (на
примере родного края)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416cfc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416fae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417b34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417d1e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417f08

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84181ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84185ac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417526

30

Водоёмы и реки родного края

1

31

Использование рек и водоёмов
человеком (хозяйственная
деятельность, отдых). Охрана рек и
водоёмов

1

32

Защита и охрана природных богатств
(воздуха, воды, полезных
ископаемых, флоры и фауны)

1

33

Искусственные водоёмы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика)

1

34

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Формы земной поверхности
и водоёмы"

1

1

35

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "Природные зоны"

1

1

36

Человек - творец культурных
ценностей

1

37

Труд и быт людей в разные
исторические времена

1

38

Резервный урок. Новое время

1

39

Резервный урок. Новейшее время:
история продолжается сегодня

1

40

Государство Русь. Страницы
общественной и культурной жизни

1

41

Города России. Древние города
России. Страницы истории

1

42

Государство Русь. Человек -

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419894

защитник своего Отечества
43

Московское государство. Страницы
общественной и культурной жизни в
Московском государстве

1

44

Образование и культура в
Московском государстве

1

45

Страницы истории Российской
империи. Пётр I

1

46

Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре, науке,
быту

1

47

Образование в Российской империи

1

48

Развитие культуры в Российской
империи Российская империя:
развитие культуры XVIII века
(архитектура, живопись, театр)

1

49

«Золотой век» русской культуры.
Великие поэты и писатели,
композиторы и художники XIX века

1

50

Первая Отечественная война: 1812
год. Защита Родины от французских
завоевателей

1

51

Страницы истории России ХХ века

1

52

Великая Отечественная война 19411945 гг: как все начиналось…

1

53

Великая Отечественная война 1941-

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b4aa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c

Библиотека ЦОК

1945 гг: главные сражения

https://m.edsoo.ru/f841c800

54

Всё для фронта – всё для победы

1

55

Взятие Берлина. Парад Победы

1

56

Мы живём в Российской Федерации

1

57

Государственное устройство РФ
(общее представление). Конституция
РФ. Президент РФ. Политикоадминистративная карта России

1

58

Родной край. Знаменитые люди
родного края

1

59

Взаимоотношения людей в
обществе: доброта и гуманизм,
справедливость и уважение

1

60

Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права
ребёнка

1

61

Государственные праздники России

1

62

Праздник в жизни общества и
человека

1

63

Праздники и памятные даты своего
региона

1

64

Малая Родина гражданина России.
Достопримечательности родного
края

1

65

Наша малая Родина: главный город

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d188

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d8ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d336

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50

66

Города России. Города-герои.
Страницы истории

1

67

Резервный урок. Проверочная работа
по теме "История Отечества"

1

1

68

Резервный урок. Проверочная работа
по итогам обучения в 4 классе

1

1

68

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».