ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации. Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России. Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира; овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Общее число часов, отведенных на изучение русского языка, составляет 714 часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе – 204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 8 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 КЛАСС Общие сведения о языке Богатство и выразительность русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Язык и речь Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности. Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы. Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика. Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры). Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое. Текст Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности. Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части. Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова. Повествование как тип речи. Рассказ. Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного). Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. Функциональные разновидности языка Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы). СИСТЕМА ЯЗЫКА Фонетика. Графика. Орфоэпия Фонетика и графика как разделы лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Свойства русского ударения. Соотношение звуков и букв. Фонетический анализ слова. Способы обозначения [й’], мягкости согласных. Основные выразительные средства фонетики. Прописные и строчные буквы. Интонация, её функции. Основные элементы интонации. Орфография Орфография как раздел лингвистики. Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы. Правописание разделительных ъ и ь. Лексикология Лексикология как раздел лингвистики. Основные способы толкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря). Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении словарным богатством родного языка. Лексический анализ слов (в рамках изученного). Морфемика. Орфография Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание). Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука). Морфемный анализ слов. Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи. Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми гласными (в рамках изученного). Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного). Правописание ё – о после шипящих в корне слова. Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з (-с). Правописание ы – и после приставок. Правописание ы – и после ц. Орфографический анализ слова (в рамках изученного). Морфология. Культура речи. Орфография Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного. Роль имени существительного в речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные; имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Морфологический анализ имён существительных. Нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения имён существительных. Правописание собственных имён существительных. Правописание ь на конце имён существительных после шипящих. Правописание безударных окончаний имён существительных. Правописание о – е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных. Правописание суффиксов -чик- – -щик-; -ек- – -ик- (-чик-) имён существительных. Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- – -лож-; -раст- – -ращ- – -рос-; -гар- – -гор-, -зар- – -зор-; клан- – -клон-, -скак- – -скоч-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными. Орфографический анализ имён существительных (в рамках изученного). Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи. Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции. Склонение имён прилагательных. Морфологический анализ имён прилагательных (в рамках изученного). Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки ударения (в рамках изученного). Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Правописание о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных. Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными. Орфографический анализ имён прилагательных (в рамках изученного). Глагол Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи. Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные. Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола. Спряжение глагола. Морфологический анализ глаголов (в рамках изученного). Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного). Правописание корней с чередованием е // и: -бер- – -бир-, -блест- – -блист-, -дер- – -дир-, -жег- – -жиг-, -мер- – -мир-, -пер- – -пир-, -стел- – -стил-, -тер- – -тир-. Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих. Правописание -тся и -ться в глаголах, суффиксов -ова- – -ева-, -ыва- – -ива-. Правописание безударных личных окончаний глагола. Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола. Слитное и раздельное написание не с глаголами. Орфографический анализ глаголов (в рамках изученного). Синтаксис. Культура речи. Пунктуация Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании. Синтаксический анализ словосочетания. Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений. Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и способы его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа. Сказуемое и способы его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным. Тире между подлежащим и сказуемым. Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения. Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, причины, меры и степени, условия, уступки). Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но). Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения. Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений. Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но). Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение). Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да. Предложения с прямой речью. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью. Диалог. Пунктуационное оформление диалога на письме. Пунктуация как раздел лингвистики. Пунктуационный анализ предложения (в рамках изученного). ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство); 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 КЛАСС Общие сведения о языке Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом. Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение). Язык и речь Характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни. Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы. Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 3 реплик. Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов. Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 100 слов; для сжатого изложения – не менее 110 слов). Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом. Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 90–100 слов; словарного диктанта объёмом 15–20 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 90–100 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); уметь пользоваться разными видами лексических словарей; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета. Текст Распознавать основные признаки текста; членить текст на композиционно-смысловые части (абзацы); распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного). Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев. Характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного). Применять знание основных признаков текста (повествование) в практике его создания. Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 3 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 70 слов). Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец. Владеть умениями информационной переработки прослушанного и прочитанного научно-учебного, художественного и научно-популярного текстов: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации. Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста – целостность, связность, информативность). Функциональные разновидности языка Иметь общее представление об особенностях художественной литературы. разговорной речи, функциональных стилей, языка Система языка Фонетика. Графика. Орфоэпия Характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков. Проводить фонетический анализ слов. Использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов. Орфография Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова. Распознавать изученные орфограммы. Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных ъ и ь). Лексикология Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря). Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова. Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; уметь правильно употреблять слова-паронимы. Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия. Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного). Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов). Морфемика. Орфография Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка. Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова. Находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука). Проводить морфемный анализ слов. Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с); ы – и после приставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными (в рамках изученного); корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного); ё – о после шипящих в корне слова; ы – и после ц. Проводить орфографический анализ слов (в рамках изученного). Уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи. Морфология. Культура речи. Орфография Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач. Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Проводить морфологический анализ имён существительных, частичный морфологический анализ имён прилагательных, глаголов. Проводить орфографический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного). Применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Имя существительное Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи. Определять лексико-грамматические разряды имён существительных. Различать типы склонения имён существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. Проводить морфологический анализ имён существительных. Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного), употребления несклоняемых имён существительных. Соблюдать правила правописания имён существительных: безударных окончаний; о – е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; суффиксов -чик- – -щик-, -ек- – -ик- (-чик-); корней с чередованием а // о: -лаг- – -лож; -раст- – -ращ- – -рос-; -гар- – -гор-, -зар- – -зор-; -клан- – -клон-, -скак- – -скоч-; употребления (неупотребления) ь на конце имён существительных после шипящих; слитное и раздельное написание не с именами существительными; правописание собственных имён существительных. Имя прилагательное Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи; различать полную и краткую формы имён прилагательных. Проводить частичный морфологический анализ имён прилагательных (в рамках изученного). Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки в них ударения (в рамках изученного). Соблюдать правила правописания имён прилагательных: безударных окончаний; о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; кратких форм имён прилагательных с основой на шипящие; правила слитного и раздельного написания не с именами прилагательными. Глагол Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи. Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные. Называть грамматические свойства инфинитива (неопределённой формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола. Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы. Проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного). Соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного). Соблюдать правила правописания глаголов: корней с чередованием е // и; использования ь после шипящих как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова- – -ева-, -ыва- – -ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений; проводить пунктуационный анализ простых осложнённых и сложных предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные); простые неосложнённые предложения; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обращением; распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые); определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения, морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа) и сказуемого (глаголом, именем существительным, именем прилагательным), средства выражения второстепенных членов предложения (в рамках изученного). Соблюдать на письме пунктуационные правила при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но); с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да; оформлять на письме диалог. Проводить пунктуационный анализ предложения (в рамках изученного). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Общие сведения о языке 1.1 Богатство и выразительность русского языка. Лингвистика как наука о языке Итого по разделу Библиотека ЦОК 2 https://m.edsoo.ru/7f413034 2 Раздел 2. Язык и речь 2.1 Язык и речь. Монолог. Диалог. Полилог. Виды речевой деятельности Итого по разделу Библиотека ЦОК 7 https://m.edsoo.ru/7f413034 7 Раздел 3. Текст 3.1 Текст и его основные признаки.Композиционная структура текста. Функционально-смысловые типы речи. Повествование как тип речи. Рассказ. Смысловой анализ текста. Информационная переработка текста. Редактирование текста Итого по разделу 11 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 11 Раздел 4. Функциональные разновидности языка 4.1 Функциональные разновидности языка (общее представление) 4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Итого по разделу 4 Раздел 5. Система языка 5.1 Фонетика. Графика. Орфоэпия.Орфография 13 5.2 Морфемика. Орфография 13 5.3 Лексикология 11 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 37 Раздел 6. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация 6.1 Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Словосочетание 2 6.2 Простое двусоставное предложение 9 6.3 Простое осложнённое предложение 6 1 6.4 Сложное предложение 7 2 6.5 Прямая речь 2 6.6 Диалог 2 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 28 Раздел 7. Морфология. Культура речи. Орфография 7.1 Система частей речи в русском языке 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 7.2 Имя существительное 22 3 7.3 Имя прилагательное 12 1 7.4 Глагол 24 3 Итого по разделу 60 Повторение пройденного материала 9 Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольные и проверочные работы, диктанты) 12 12 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 16 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Богатство и выразительность русского языка 1 2 Лингвистика как наука о языке 1 3 Повторение. Орфография. Правописание гласных и согласных в корне (повторение изученного в начальной школе) 1 4 Повторение. Орфография. Правописание разделительного мягкого (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков (повторение изученного в начальной школе) 1 5 Повторение. Состав слова (повторение изученного в начальной школе) 1 6 Повторение. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи (повторение изученного в начальной школе) 1 7 Повторение. Синтаксис 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251ffa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa252126 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa252252 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2523b0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa252522 Библиотека ЦОК (повторение изученного в начальной школе) https://m.edsoo.ru/fa2526f8 8 Контрольная работа (повторение изученного в начальной школе) 1 9 Речь устная и письменная 1 10 Монолог, диалог, полилог 1 11 Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо 1 12 Виды чтения 1 13 Виды аудирования 1 14 Речевой этикет 1 15 Сочинение/изложение (обучающее) 1 16 Понятие о тексте 1 17 Текст и его основные признаки 1 18 Средства связи предложений и частей текста 1 19 Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение 1 20 Функционально-смысловые типы речи. Практикум 1 21 Повествование как тип речи. 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25286a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa252ea0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa252b4e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa253350 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2534cc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25362a 1 Библиотека ЦОК Рассказ https://m.edsoo.ru/fa253a30 22 Повествование как тип речи. Рассказ. Практикум 1 23 Информационная переработка текста: простой и сложный план текста 1 24 Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. Практикум 1 25 Изложение и его виды 1 26 Изложение (обучающее). Подробное изложение текста 1 27 Понятие о функциональных разновидностях языка 1 28 Сферы речевого общения и их соотнесённость с функциональными разновидностями языка 1 29 Функциональные разновидности языка. Практикум 1 30 Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка" 1 31 Буква и звук. Алфавит 1 32 Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные 1 33 Правописание согласных в корне 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa253bac Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa254002 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25491c Библиотека ЦОК слова https://m.edsoo.ru/fa256ed8 34 Правописание согласных в корне слова. Типы орфограмм 1 35 Согласные звуки и обозначающие их буквы. Твёрдые и мягкие согласные 1 36 Гласные звуки и обозначающие их буквы 1 37 Слог и ударение 1 38 Сочинение (обучающее). Описание картины 1 39 Правописание безударных гласных в корне слова 1 40 Правописание безударных гласных в корне слова. Типы орфограмм 1 41 Фонетический анализ слова 1 42 Орфоэпия. Орфоэпические нормы 1 43 Повторение тем «Фонетика, графика, орфоэпия», «Орфография». Проверочная работа 1 44 Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa254ad4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa254d36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa254ebc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25674e 45 Окончание и основа 1 46 Приставки 1 47 Суффиксы 1 48 Чередование звуков в морфемах 1 49 Морфемный анализ слов 1 50 Правописание ё-о после шипящих в корне слова 1 51 Правописание неизменяемых на письме приставок 1 52 Правописание приставок на -з (-с) 1 53 Правописание ы — и после приставок 1 54 Правописание ы — и после ц 1 55 Повторение темы «Морфемика. Орфография» 1 56 Практикум по теме «Морфемика. Орфография» 1 57 Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография» 1 58 Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa256898 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2569ce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa256afa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa256c26 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa256d5c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa257130 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa257464 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2575f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25772a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2578ba 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2553d0 59 Толковые словари 1 60 Однозначные и многозначные слова 1 61 Понятие о лексической сочетаемости 1 62 Сочинение. Устный рассказ 1 63 Тематические группы слов 1 64 Синонимы 1 65 Антонимы 1 66 Омонимы. Паронимы 1 67 Лексический анализ слова 1 68 Повторение темы "Лексикология" 1 69 Повторение темы "Лексикология". Практикум 1 70 Контрольная работа по теме "Лексикология" 1 71 Что изучает синтаксис 1 72 Словосочетание 1 73 Предложение - основная единица речевого общения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2554fc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25568c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2558ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa255b5a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa255ce0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa255e16 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25632a 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2565a0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e5de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e778 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ea52 74 Виды предложений по цели высказывания 1 75 Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных, восклицательных и невосклицательных предложений. Интонация 1 76 Грамматическая основа предложения 1 77 Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и способы его выражения 1 78 Главные члены предложения (грамматическая основа). Сказуемое и способы его выражения 1 79 Второстепенные члены предложения. Определение 1 80 Дополнение 1 81 Обстоятельство 1 82 Однородные члены предложения 1 83 Предложения с однородными членами 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ebce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25eda4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ef0c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25f402 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25f57e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25f6e6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25fb78 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25fce0 84 Сочинение-описание картины 1 85 Знаки препинания в предложениях с однородными членами 1 86 Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Практикум 1 87 Обращение 1 88 Изложение с элементами сочинения (обучающее) 1 89 Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью 1 90 Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью 1 91 Предложения сложносочиненные и сложноподчиненные (общее представление, практическое усвоение) 1 92 Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да 1 93 Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa25ffb0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25fe52 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa260190 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2605c8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa260744 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2608a2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa260a8c связью и союзами и, но, а, однако, зато, да. Практикум 94 Предложения с прямой речью 1 95 Пунктуационное оформление предложений с прямой речью 1 96 Диалог. Пунктуационное оформление диалога 1 97 Диалог. Пунктуационное оформление диалога. Практикум 1 98 Повторение темы «Синтаксис и пунктуация» 1 99 Повторение темы «Синтаксис и пунктуация». Практикум 1 100 Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» 1 101 Система частей речи в русском языке 1 102 Самостоятельные и служебные части речи 1 103 Имя существительное как часть речи 1 104 Род имён существительных. Имена существительные общего рода 1 105 Число имени существительного. Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa260c12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa260d5c 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa260e88 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa257a04 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa257b30 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25803a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2583d2 106 Изложение выборочное 1 107 Падеж имён существительных 1 108 Типы склонения имён существительных 1 109 Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих 1 110 Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных 1 111 Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных. Практикум 1 112 Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные 1 113 Род несклоняемых имён существительных 1 114 Морфологический анализ имени существительного 1 115 Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных 1 116 Правописание суффиксов -ек-/-икимен существительных 1 117 Правописание суффиксов -чик-/щик- имен существительных 1 118 Правописание О и Е (Ё) после шипящих и Ц в суффиксах имен существительных 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa25829c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa258580 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2586b6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2587e2 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa258918 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa258bde Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa258d28 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa258fe4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25939a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa259246 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa259110 119 Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными 1 120 Правописание корней с чередованием а//о: -гар- — -гор-, зар- — -зор- 1 121 Правописание корней с чередованием а//о: -гар- — -гор-, зар- — -зор-. Практикум 1 122 Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-раст- — -ращ- — -рос 1 123 Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-раст- — -ращ- — -рос. Практикум 1 124 Правописание корней с чередованием -клан- — -клон-, скак- — -скоч- 1 125 Повторение и обобщение по теме "Имя существительное" 1 126 Контрольная работа по теме "Имя существительное" 1 127 Имя прилагательное как часть речи 1 128 Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного 1 129 Правописание безударных 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2595ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2598a4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25976e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2599d0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa259afc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa259c1e Библиотека ЦОК окончаний имен прилагательных https://m.edsoo.ru/fa25a114 130 Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имен прилагательных 1 131 Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции 1 132 Краткие прилагательные. Их синтаксические функции 1 133 Морфологический анализ имен прилагательных 1 134 Сочинение-описание картины 1 135 Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных 1 136 Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных. Практикум 1 137 Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными 1 138 Повторение по теме «Имя прилагательное» 1 139 Повторение по теме «Имя прилагательное». Практикум 1 140 Контрольная работа по теме "Имя прилагательное" / Всероссийская проверочная работа 1 141 Глагол как часть речи 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25abe6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25a27c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25a5ce Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa25b1b8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ad6c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25aede Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b046 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b398 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b514 142 Глагол как часть речи. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи 1 143 Инфинитив и его грамматические свойства 1 144 Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола 1 145 Глаголы совершенного и несовершенного вида 1 146 Глаголы совершенного и несовершенного вида (практикум) 1 147 Глаголы возвратные и невозвратные 1 148 Сочинение на тему 1 149 Изменение глаголов по временам 1 150 Настоящее время: значение, образование, употребление 1 151 Изменение глаголов по лицам и числам 1 152 Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение 1 153 Изменение глаголов по лицам и числам. Типы спряжения глагола (обобщение) 1 154 Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b686 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b7ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b960 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25bb9a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25c1ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25c98c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25cb58 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ccd4 155 Правописание безударных личных окончаний глаголов. Практикум 1 156 Правописание мягкого знака (Ь) в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих 1 157 Морфологический анализ глагола 1 158 Правописание корней с чередованием е//и 1 159 Правописание корней с чередованием е//и. Практикум 1 160 Обобщение по теме: "Правописание корней с чередованием е // и" 1 161 Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола 1 162 Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола. Практикум 1 163 Слитное и раздельное написание не с глаголами 1 164 Повторение по теме «Глагол». Проверочная работа 1 165 Работа над ошибками, анализ работы 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ce32 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25d44a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25d116 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e0ca 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e228 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25d90e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25db02 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25dc74 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e430 166 Итоговая контрольная работа за курс 5 класса 1 167 Повторение. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия 1 168 Повторение. Лексикология. Культура речи 1 169 Повторение. Морфология. Культура речи 1 170 Повторение. Синтаксис. Культура речи 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa261608 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2610f4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa261284 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2614e6 12 16