родная литература (русская) 10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 11 классов на
уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3
августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; зарегистрирован
Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область
«Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением
ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от
9 апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим
ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания
школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира,
формирования культуры межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература
(русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и
межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
- отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национальнокультурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа,
духовные основы русской культуры;
- более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных
произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной
культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех
школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном
курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их
знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы,
наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут
быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а
также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.

Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:
- воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским
сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
- формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
- осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
- развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной
социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
- приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
- осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей;
- выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
- получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
- выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание
устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
- формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и
учебной деятельности;
- накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
- формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И МОДЕРНИСТСКИЕ ИСКАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XX
ВЕКА (1 час)
«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.
Опорные понятия: реализм, модернизм, декаданс.
Внутрипредметные связи: взаимодействие литературных направлений; творчество Л.Н. Толстого и А.П. Чехова на рубеже веков.
Межпредметные связи: литература и искусство начала XX века.
А. И. КУПРИН (2 часа)
Рассказ «Гранатовый браслет». Повесть «Олеся».
Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.
Опорные понятия: очерковая проза, символическая деталь.
Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в прозе А.И. Куприна.
Межпредметные связи: роль обособленных определений в «Гранатовом браслете»; Л. ван Бетховен. Соната
№ 2 (ор. 2. № 2) Largo Appassionato (к рассказу «Гранатовый браслет»).
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ (1 час)
Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение
особого статуса художника в обществе. Основные течения в русской поэзии начала ХХ века (символизм,
акмеизм, футуризм).

Опорные понятия: символизм, акмеизм, футуризм, двоемирие, мистическое содержание, символ.
Внутрипредметные связи: поэзия русского модернизма и традиции XIX века.
Межпредметные связи: поэзия начала XX века в контексте русского «культурного ренессанса».
СИМВОЛИЗМ И РУССКИЕ ПОЭТЫ-СИМВОЛИСТЫ (1час)
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Я. Надсона, К. М. Фофанова, К. К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный
мир символизма, принципы символизации, приёмы художественной выразительности. Старшее поколение
символистов (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и др.) и младосимволисты
(А. А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов и др.).
Опорные понятия: программная лирика, образ-символ, звукообраз.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в лирике поэтов-символистов; поэтические открытия А. А.
Фета, их значение для русского символизма.
Межпредметные связи: символизм в русской живописи (В. Э. Борисов-Мусатов, М. А. Врубель, К. С. Петров-Водкин и др.); символизм в музыке (А. Н. Скрябин).
ПОЭЗИЯ В. Я. БРЮСОВА И К. Д. БАЛЬМОНТА (1 час)
Серия книг «Русские символисты» под редакцией В.Я. Брюсова — дерзкий дебют символистов. Использование оксюморона как доминирующей стилистической фигуры. «Элементарные слова о символической поэзии» К. Д. Бальмонта.
Опорные понятия: звукообраз, музыкальность стиха, оксюморон.
Внутрипредметные связи: античный миф в символистской поэзии.
Межпредметные связи: музыкальные образы в лирике К. Д. Бальмонта.
«ПРЕОДОЛЕВШИЕ СИМВОЛИЗМ» (2 часа)
Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм
(И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. А. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образностилистическое богатство русской поэзии ХХ века. Взаимовлияние символизма и реализма.
И. Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И. Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом.
Внутренний драматизм и исповедальность лирики И. Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И. Ф.
Анненского.
Опорные понятия: акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия.
Внутрипредметные связи: индивидуальное творчество и «цеховые» отношения между поэтами.
Межпредметные связи: поэзия и живопись кубофутуристов.
Н. С. ГУМИЛЁВ (2 часа)
Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору. Герой-маска в ранней поэзии Н. С. Гумилёва. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема
гумилёвского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Н. С. Гумилёва. Тема истории и
судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.
Опорные понятия: неоромантизм в поэзии, лирический герой-маска.
Внутрипредметные связи: аллитерированный стих в произведениях Н. С. Гумилёва; полемика Н. С. Гумилёва и А. А. Блока о сущности поэзии; пушкинские реминисценции в лирике Н. С. Гумилёва («Заблудившийся
трамвай»).
Межпредметные связи: лирика Н. С. Гумилёва и живопись П. Гогена; рисунки Н. С. Гумилёва. Для самостоятельного чтения: стихотворения «Я конквистадор в панцире железном…», «Восьмистишие», «Память»,
«Рабочий», рассказ «Скрипка Страдивариуса».
«КОРОЛИ СМЕХА» ИЗ ЖУРНАЛА «САТИРИКОН» (1 час)
Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Чёрного, Дон
Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Т. Аверченко дореволюционного и эмигрантского
периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приёмов комического.
Опорные понятия: сарказм, ирония, политическая сатира.
Внутрипредметные связи: традиции русской сатиры в новеллистике А. Т. Аверченко.
Межпредметные связи: тема современного искусства в рассказах А. Т. Аверченко.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-х — НАЧАЛА 40-х ГОДОВ (3 часа)

Духовная атмосфера десятилетия и её отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и
горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.
Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Н. Васильева и М. В. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. П. Корнилова, Д. Б. Кедрина, М. А. Светлова, А. А.
Жарова и др.
Литература на стройке: произведения 1930-х годов о людях труда («Энергия» Ф. В. Гладкова, «Соть» Л. М.
Леонова, «Гидроцентраль» М. С. Шагинян, «Время, вперёд!» В. П. Катаева, «Люди из захолустья» А. Г. Малышкина и др.).
Драматургия: «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина, «Таня» А. Н. Арбузова.
Человеческий и творческий подвиг Н. А. Островского. Уникальность и полемическая заострённость образа
Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».
Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. А. Клюева и поэтов «крестьянской купницы».
Поэма А. Т. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. А. Шолохова «Поднятая целина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 1930-е годы. Ностальгический реализм И. А. Бунина, Б. К. Зайцева, И. С. Шмелёва. «Парижская нота» русской поэзии 1930-х годов. Лирика Г. В. Иванова, Б. Ю. Поплавского, Н. А. Оцупа, Д. М. Кнута, Л. Д. Червинской, Г. В. Адамовича и др.
О. Э. Мандельштам. Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях, уложенных
соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков…» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике О. Э. Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта.
А. Н. Толстой. Роман «Пётр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований.
Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.
Опорные понятия: песенно-лирическая ситуация, «парижская нота» русской поэзии, историкобиографическое повествование.
Внутрипредметные связи: образ «идеального» героя в литературе разных эпох, «петровская» тема в произведениях М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, А. К. Толстого, А. А. Блока.
Межпредметные связи: песни на стихи М. В. Исаковского, М. А. Светлова, А. А. Жарова и др.; исторические
источники романа «Пётр Первый» (труды Н. Г. Устрялова, С. М. Соловьёва и др.).
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1 час)
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времён войны (А. Н.
Толстой, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов, О. Ф. Берггольц, В. С. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. И. Лебедева-Кумача, М. В. Исаковского, Л. И. Ошанина, Е. А.
Долматовского, А. А. Суркова, А. И. Фатьянова, К. М. Симонова. «Моабитская тетрадь» Мусы Джалиля.
Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. И. Алигер, «Сын» П. Г. Антокольского, «Двадцать
восемь» М. А. Светлова и др.). Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» как вершинное произведение
времён войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».
Проза о войне. «Дни и ночи» К. М. Симонова, «Звезда» Э. Г. Казакевича, «Спутники» В. Ф. Пановой, «Молодая гвардия» А. А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. П. Полевого, «Судьба человека» М. А.
Шолохова и др.
Опорные понятия: военная публицистика, документальная проза.
Внутрипредметные связи: «сквозные» темы прозы и поэзии военных лет.
Межпредметные связи: песенная поэзия М. Исаковского, А. Суркова, А. Фатьянова и др.
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ (2 часа)
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Я
знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери», «Я убит подо Ржевом», «В чём хочешь человечество вини…» и др. по выбору. Поэма «По праву памяти».
Доверительность и теплота лирической интонации А. Т. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.
«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете
исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
Опорные понятия: лирико-патриотический пафос, лирический эпос.
Внутрипредметные связи: И. А. Бунин о поэме «Василий Тёркин»; некрасовские традиции в лирике А. Т.
Твардовского.
Межпредметные связи: литературная деятельность А. Т. Твардовского в журнале «Новый мир»: документы,
свидетельства, воспоминания.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 50–80-х ГОДОВ (5 часов)
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40–50-е годы ХХ века. Поэзия Ю. В. Друниной, М. А. Дудина, М.
К. Луконина, С. С. Орлова, А. П. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова.
«Оттепель» 1953–1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Д. Дудинцева, В. Ф. Тендрякова, В. С. Розова, В. П. Аксёнова, А. И. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. А. Евтушенко, Р.
И. Рождественского, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова и др.
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960–1970-х годов. Проза Ю. В. Бондарева, К. Д. Воробьёва,
А. А. Ананьева, В. Л. Кондратьева, Б. Л. Васильева, Е. И. Носова, В. П. Астафьева.
«Деревенская проза» 1950–1980-х годов. Произведения С. П. Залыгина, Б. А. Можаева, В. А. Солоухина, Ю.
П. Казакова, Ф. А. Абрамова, В. И. Белова и др. Повести В. Г. Распутина «Последний срок», «Прощание с
Матёрой» и др. Нравственно-философская проблематика пьес А. В. Вампилова, прозы В. П. Астафьева, Ю.
В. Трифонова, В. С. Маканина, Ю. О. Домбровского, В. Н. Крупина.
Историческая романистика 1960–1980-х годов. Романы В. С. Пикуля, Д. М. Балашова, В. А. Чивилихина.
«Лагерная» тема в произведениях В. Т. Шаламова, Е. С. Гинзбург, О. В. Волкова, А. В. Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр 1970–1980-х годов. Поэзия Ю. В. Визбора, А. А. Галича, Б. Ш.
Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. Н. Башлачёва.
Опорные понятия: эстрадная поэзия, «тихая» лирика, «окопный реализм», авторская песня, «деревенская» и
«городская» проза, «лагерная проза».
Внутрипредметные связи: феномен «оттепели» в литературе разных эпох.
Межпредметные связи: отражение периодов «оттепели» и «застоя» в искусстве.
Н. М. РУБЦОВ (1 час)
Стихотворения: «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «В горнице»,
«Душа хранит» и др.
Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образы скитальца и родного очага.
Одухотворённая красота природы в лирике.
Задушевность и музыкальность поэтического слова Н. М. Рубцова.
Опорные понятия: «тихая» лирика, напевный стих.
Внутрипредметные связи: есенинские традиции в лирике Н. М. Рубцова.
Межпредметные связи: песни и романсы на стихи Н. М. Рубцова (музыка А. Морозова, А. Лобзова, А. Васина и др.).
В. П. АСТАФЬЕВ (2 часа)
Повесть «Царь-рыба». Рассказ «Людочка» и др.
Натурфилософия В. П. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос
произведений писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества В. П. Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя.
Опорные понятия: натурфилософская проза, цикл новелл.
Внутрипредметные связи: «Царь-рыба» В. П. Астафьева и «Старик и море» Э. Хемингуэя.
Межпредметные связи: взаимодействие двух стилистических пластов в прозе В. П. Астафьева; рассказ В. П.
Астафьева «Людочка» и к/ф С. С. Говорухина «Ворошиловский стрелок».
В. Г. РАСПУТИН (2 часа)
Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни».
Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национального космоса.
Философское осмысление социальных проблем современности. Особенности психологического анализа в
«катастрофическом пространстве» В. Г. Распутина.
Опорные понятия: «деревенская проза».
Внутрипредметные связи: нравственная проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и повести В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».
Межпредметные связи: особенности лексики и синтаксического строения фраз распутинских героев; экранизация повестей «Прощание с Матёрой», «Василий и Василиса».
НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ (8 часов)
Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т. п.).
Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в её лучших проявлениях в прозе Б. П. Екимова, Е. И. Носова, Ю. В. Бондарева, П. Л. Проскурина, Ю. М. Полякова и др. Новейшая проза
Л. С. Петрушевской, С. Е. Каледина, В. П. Аксёнова, А. А. Проханова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина.
«Болевые точки» современной жизни в прозе В. С. Маканина, З. Прилепина, Л. Е. Улицкой, Т. Н. Толстой,
В. С. Токаревой и др.

Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соцарт», «новая волна» и т. п.).
Поэма в прозе «Москва — Петушки» Вен.В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из
исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. О. Пелевина, её «игровой» характер.
Ироническая поэзия 1980–1990-х годов. И. М. Губерман, Д. А. Пригов, Т. Ю. Кибиров и др.
Поэзия и судьба И. А. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста…». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с
культурой разных эпох.
Опорные понятия: постмодернизм, фэнтези, ироническая поэзия, эссеизм.
Внутрипредметные связи: реминисцентность, интертекстуальность современной прозы и поэзии; «вечные»
темы в прозе с реалистической доминантой.
Межпредметные связи: современная литература в контексте «массовой» культуры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 11 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на
уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

- стремление к самовыражению в разных видах искусства;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и
иных форм вреда для физического и психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей;
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и
путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных,
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию
стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации,
объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей
объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
1) Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной
задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
4) Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох для
развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях.
2) понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; осознавать роль русских национальных традиций;
3) осмысливать характерные черты русского национального характера в произведениях о Великой Отечественной войне, о судьбах русских эмигрантов в литературе русского зарубежья; выделять нравственные
проблемы в книгах о прощании с детством;
4) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-

эстетический анализ художественного текста; создавать развёрнутые историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства и их воплощение в других искусствах; самостоятельно формировать
круг внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы;
5) осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты,
владеть навыками работы с разными источниками информации и различными способами её обработки и
презентации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы

Воспитательный
компонент

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века
(1 час)
1

Реалистические
1
традиции и модернистские искания в
литературе начала
XX века.

0

0

1 учебная неделя

Слушание объяснений
учителя; объяснение
наблюдаемых явлений;
анализ проблемной ситуации.

Диалог, полилог, МЭШ
опрос, конспект
РЭШ

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

Слушание и анализ выступления одноклассников; систематизация
учебного материала;
анализ проблемных ситуаций. Анализ эпизода, сцен.

Доклад; конспект; диалог;
письменный ответ.

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

А.И. Куприн ( 2 часа)
2

А.И. Куприн: жизненный и творческий путь. Художественный мир
писателя. Нравственнофилософский
смысл истории о
«невозможной»
любви (анализ рассказа «Гранатовый
браслет»)

1

0

0

2 учебная неделя

МЭШ
РЭШ

3

Внутренняя цельность и красота
«природного» человека в повести
«Олеся»

2

0

1

3-4
учебные
недели

Слушание объяснений
учителя; самостоятельная работа с учебной
литературой; написание
докладов; объяснение
наблюдаемых явлений.
Анализ образа героя.

Диалог, полилог, МЭШ
письменный отРЭШ
вет; творческая
работа; практическая работа.
Анализ текста.

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

Отбор и сравнение материалов по нескольким источникам; просмотр учебного фильма; выполнение работы
практикума. Заучивание наизусть.

Опрос; письменный ответ; творческое задание.

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

Серебряный век русской поэзии (1 час)

4

Серебряный век
русской поэзии

1

0

0

5 учебная неделя

МЭШ
РЭШ

Символизм и русские поэты-символисты (2 часа)
5

Символизм и русские поэтысимволисты

1

0

0

6 учебная неделя

Слушание объяснений
учителя; написание
докладов; просмотр
учебного фильма. Сопоставление произведений.

Письменный
ответ; опрос.
Конспект.

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

6

Поэзия К.Д. Бальмонта и В.Я Брюсова

1

0

1

7 учебная неделя

Самостоятельная работа с учебным материалом; систематизация
учебного материала;
выполнение работ
практикума.

Диалог; практическая работа.
Анализ поэтического текста.

МЭШ

8 учебная неделя

Слушание объяснений
учителя; систематизация учебного материала; анализ таблицы.
Анализ текста.

Диалог; опрос;
конспект; устный и письменный ответ.

МЭШ

9 учебная неделя

Слушание и анализ выступления одноклассников; работа с научнопопулярной литературой. Анализ текста.

Диалог; конспект; устный и
письменный ответ на вопрос;
эссе.

МЭШ

РЭШ

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

«Преодолевшие символизм» (2 часа)
7

8

Поэзия И.Ф. Анненского. Особенности художественного мира

1

«Преодолевшие
1
символизм» (новые
течения в русской
поэзии)

0

0

0

0

Н.С. Гумилёв (2 часа)

РЭШ

РЭШ

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину.

9

10

Биография Н.С.
Гумилёва. Ранняя
лирика поэта

1

Тема истории и
1
судьбы, творчества
и творца в поздней
лирике Н.С. Гумилёва

0

0

0

1

10 учебная неделя

Работа со словарем.
Написание рефератов и
докладов. Самостоятельный анализ произведения.

Проект.

МЭШ

11 учебная неделя

Работа со словарем.
Самостоятельная работа с учебным материалом. Анализ проблемных ситуаций. Анализ
текста.

Доклад; конспект; опрос.
Анализ текста.

МЭШ

Работа со словарем.
Опрос; доклад;
Работа с художественконспект.
ным текстом. Слушание
объяснений учителя.

МЭШ

РЭШ

РЭШ

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа
Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

«Короли смеха» из журнала «Сатирикон» (1 час)
11

«Короли смеха» из
журнала «Сатирикон»

1

0

0

12 учебная неделя

РЭШ

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

Литературный процесс 1930-начала 1940-х годов (3 часа)
12

Литературный
процесс 1930-

1

0

0

13 учебная не-

Слушание объяснений
учителя; анализ высту-

Диалог; опрос;
конспект; док-

МЭШ

Воспитание уважения к своему

начала 1940-х годов. Обзор

13

14

Литературный
процесс 1930начала 1940-х годов. Знакомство с
романом Н.А. Островского «Как закалялась сталь» и
лирикой Мандельштама. Эмигрантская «ветвь» русской литературы.
Обзор

1

А.Н. Толстой:
жизнь и творчество. Историческая
проза писателя

1

0

0

1

1

деля

пления одноклассников; наблюдение над
языковым материалом.

лад.

РЭШ

народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

14 учебная неделя

Анализ выступления
одноклассников; наблюдение над языковым материалом. Запись плана лекции.

Диалог; опрос;
практическая
работа

МЭШ

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

15 учебная неделя

Отзыв о прочитанном,
пересказ с элементами
анализа текста.

Аналитическая
работа.

МЭШ

Литература Великой Отечественной войны (1 час)

РЭШ

РЭШ

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

15

Литература Великой Отечественной войны

1

0

1

16 учебная неделя

Слушание и анализ вы- Опрос, конспект. МЭШ
ступлений одноклассАнализ текста.
РЭШ
ников; самостоятельная
работа с текстом.

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

А.Т. Твардовский (2 часа)
16

А.Т. Твардовский:
очерк жизни и
творчества

1

0

1

17 учебная неделя

Составление плана как
прием анализа. Самостоятельный анализ
произведения.

Самостоятельная МЭШ
работа.
РЭШ

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

17

Философская проблематика поздней
реалистической
лирики А.Т. Твардовского

1

0

1

18 учебная неделя

Слушание и анализ выступлений одноклассников. Написание докладов. Анализ текста.

Практическая
работа.

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

МЭШ
РЭШ

Литературный процесс 1950–1980-х годов (5 часов)
18

Литературный
процесс 1950–
1980-х годов. Ос-

1

0

0

19 учебная не-

Работа с учебной лите- Диалог; конратурой; слушание объ- спект; письменный ответ на

МЭШ
РЭШ

Воспитание уважения к своему
народу, чувства

мысление Великой
Победы 1945 года
в сороковыепятидесятые годы
XX века в поэзии и
прозе
19

Литературный
процесс 1950–
1980-х годов. «Оттепель» 1953–1964
годов – рождение
нового типа литературного движения. Поэтическая
«оттепель»

1

0

1

деля

яснений учителя.

вопросы.

20 учебная неделя

Работа с учебным мате- Практическая
риалом. Конспектироработа
вание. Самостоятельный анализ произведения.

ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа
МЭШ
РЭШ

20

Литературный
1
процесс 1950–
1980-х годов.
«Окопный реализм
писателейфронтовиков 1960–
1970-х годов»

0

1

21 учебная неделя

Написание докладов,
выступлений.

Самостоятельная МЭШ
работа.
РЭШ

21

Литературный
процесс 1950–
1980-х годов. «Деревенская» и «городская» проза
1950–1980-х годов

1

0

1

22 учебная неделя

Анализ проблемных
ситуаций. Анализ текста.

Диалог; практическая работа

МЭШ

Литературный

2

23-24

Слушание объяснений

Доклад; пись-

МЭШ

22

0

0

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа
Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

РЭШ

Воспитание ува-

процесс 1950–
1980-х годов. Историческая романистика 1960 –
1980-х годов. Авторская песня как
песенный монотеатр 1970–1980-х
годов

учебная
неделя

учителя; написание
докладов и рефератов.
Прослушивание аудиоматериалов. Анализ
текста.

менный и устный ответ; творческая работа.
Анализ текста.

РЭШ

жения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

25 учебная неделя

Работа в парах; работа с Практическая
текстом. Анализ стихо- работа; сочинетворений.
ние.

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

Н.М. Рубцов (1 час)
23

Поэзия Н.М. Рубцова

1

0

0

В.П. Астафьев (2 часа)
24

В.П. Астафьев.
Знакомство с биографией и творчеством. Анализ рассказа «Царь-рыба»

1

0

0

26 учебная неделя

Слушание выступлений Диалог; полилог;
одноклассников; напи- конспект; творсание докладов. Анализ ческая работа.
эпизода, образа героя.

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

25

Проза В.П. Астафьева. Анализ

1

0

0

27 учебная не-

Слушание выступлений Опрос; устный и
одноклассников; работа письменный от-

Воспитание уважения к своему

рассказа «Бабушкин праздник»
(«Последний поклон»), повести
«Пастух и пастушка»

деля

с художественным текстом.

вет; сочинение.

народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

В.Г. Распутин (2 часа)
26

В.Г. Распутин.
Знакомство с биографией. Особенности сюжетов и
проблематика прозы писателя

1

0

0

28 учебная неделя

Отбор и сравнение материалов; систематизация учебного материала; объяснение наблюдаемых явлений.

Конспект; опрос;
проект.

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

27

Проза В.Г. Распутина

1

0

0

29
учебная
неделя

Слушание объяснений
учителя; слушание и
анализ выступления
одноклассников; доклад. Анализ эпизода.

Сообщение;
конспект; диалог. Анализ текста.

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

Слушание выступлений
одноклассников. Работа
с публицистическим
текстом.

Письменный
ответ; диалог;
творческая работа.

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,

Новейшая русская проза и поэзия (7 часов)
28

Новейшая русская 1
реалистическая
проза 1980–1990-х
годов и начала XXI

0

0

30 учебная неделя

века. Обзор

гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

29- Новейшая русская 2
30 реалистическая
проза 1980–1990-х
годов и начала XXI
века: эволюция
модернистской и
постмодернистской
прозы. Ироническая проза. Эссе

0

0

31-32
учебная
неделя

Слушание выступлений Диалог; опрос;
одноклассников. Работа эссе.
с художественным текстом. Анализ текста.

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

31- Поэзия И.А. Брод32 ского

1

0

33-34
учебная
неделя

Слушание выступлений Проект; провеодноклассников; нарочная работа.
блюдение над языковым материалом.

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

2

Работа с текстом.

33- Современные ли34 тературные ситуации: реальность и
перспективы

1

0

0

Проведение диспута.
Анализ эпизодов, сцен,
всего произведения.

Опрос; устный и
письменный ответ; сочинение.

Воспитание уважения к своему
народу, чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего
народа

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».