ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ; - Приказами Министерства образования и науки российской Федерации: от 17.12. 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; от 31.12.2015 года №№ 1576, 1577, 1578 «О внесении изменений во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования»; «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637; «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155, на основе Примерной программы общего образования по русскому языку и на основе программы Русский язык. 5-9 классы М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н.М. Шанского, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ №1 г. Черняховска им. В.У. Пана», с учебным планом МАОУ «СОШ №1 г. Черняховска им. В.У. Пана» (рассмотрен и утвержден на заседании педагогического совета 25.06.2021 г. (протокол № 15 от 25.06.2021 г.) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: Учебник «Русский родной язык» под редакцией О.М. Александровой, М., «Просвещение» 2021г. 2-е издание; пособие для учащихся общеобразовательных учреждений «К пятерке шаг за шагом» под редакцией Л.А.Ахременковой, имеющихся в федеральном перечне учебников. Назначение программы: - Для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг; - Для педагогических работников программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования; - Для администрации программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования. Категория обучающихся: обучающиеся 6 класса Сроки освоения программы: 1 год Объем учебного времени: 68 часов Режим занятий: 2 часа в неделю Формы контроля: промежуточный: комплексный анализ текста (практическая работа) итоговый: контрольная работа (задания с выбором ответа, развернутые ответы на вопросы). Согласно учебному плану на изучение родного (русского) языка отводится в 6 классе 2 часа в неделю, 68 часов. Цели освоения учебного предмета Курс родного (русского) языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: - Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; - Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с литературным текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Основные задачи содержания предметной области: - Воспитывать ценностное отношение к родному языку, как хранителю культуры, включать в культурно-языковое поле своего народа, формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - Обогащать активный потенциальный словарный запас, развивать у обучающихся культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; - Формировать знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах. РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Личностные результаты 1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Мета-предметные результаты 1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) Смысловое чтение; 9) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты Общие: 1) Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; 3) Использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; 4) Расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; 5) Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 6) Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; 7) Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. Учащийся научится: 1. Понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; уместное употребление их в ситуациях речевого общения; 2. Понимать роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из других языков; 3.Определять различия между литературным языком и диалектами; 4.Использовать словари: толковый словарь, словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь, словарь пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебный этимологический словарь; словарь синонимов, антонимов; 5.Употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы; 6.Употреблять синонимы, антонимы‚ омонимы с учётом стилистических вариантов лексической нормы; 7.Правильно употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом вариантов грамматической нормы; 8.Соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета; 9.Создавать устные и письменные тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение; 10.Владеть различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; Учащийся получит возможность научиться: 1.Понимать роли заимствованной лексики в современном русском языке; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; 2.Комментировать истории происхождения фразеологических оборотов; 3.Осознавать диалекты как части народной культуры; понимать национальнокультурное своеобразие диалектизмов; 4.Определять типичные грамматические ошибки в речи; 5.Соблюдать русские этикетные вербальные и невербальные манеры общения; 6.Уметь соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста; СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК» Раздел 1. Язык и культура (22ч.) Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы. Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке. Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.). Контрольная работа № 1 Раздел 2. Культура речи (22ч) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю); склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.). Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен). Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Речевой этикет Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения. Раздел 3. Речь. Текст (23ч.) Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Текст как единица языка и речи. Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответдобавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Описание внешности человека. Планируемые результаты освоения программы 6 класса Изучение предмета «Русский родной язык» в 6 классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 6 классе. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце второго года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений. «Язык и культура»: - приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; - распознавать диалектизмы; объяснять национально-культурное своеобразие диалектизмов (в рамках изученного); - понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи (в рамках изученного); - приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка (в рамках изученного); - понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом; комментировать (в рамках изученного) историю происхождения таких фразеологических оборотов; уместно употреблять их; -правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения; - характеризовать процесс заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных культур (на конкретных примерах); - целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные фразеологизмы; - объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного); - регулярно использовать словари, в том числе толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов. «Культура речи»: - соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных; глаголов (в рамках изученного); - различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы; - употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; - корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в изученного рамках); - употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка (в рамках изученного); - анализировать и различать типичные речевые ошибки; - редактировать текст с целью исправления речевых ошибок; - выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи; - редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок; - анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; - корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка; - соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения; - использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета; - использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления; - использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания; - использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста; - использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста; - использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи. «Речь. Текст»: - владеть основными правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях; - владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации; - создавать тексты в жанре ответов разных видов; - уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; - создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; - строить устные учебно-научные сообщения (ответы на роке) различных видов. № п/п 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Домашнее задание Количество Даты часов Плановая Фактическ дата ая дата 1 четверть- 16 часов Раздел: " Язык и культура" Из истории русского Упражнение 10 стр 15; Упражнение 10 1 09.09.2024 литературного языка стр 15 2 Диалекты как часть Упражнение 13 стр 19; Упражнение 13 народной культуры стр 19 1 13.09.2024 3 Диалекты как часть Упражнение 20 стр 23; Упражнение 20 народной культуры. стр 23; Доделать упражнение 23 стр 27.; Упражнение 26 стр 29; Доделать упражнение 23 стр 27.; Упражнение 26 стр 29 1 16.09.2024 4 Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур Особенности освоения иноязычной Упражнение 29 стр 31 письменно; Упражнение 29 стр 31 письменно 3 20.09.2024 23.09.2024 27.09.2024 Упражнение 31 стр 34; Упражнение 31 стр 34 1 6 Особенности Упражнение 35 стр 37; Упражнение 35 освоения иноязычной стр 37 лексики 1 30.09.2024 30.09.2024 04.10.2024 7 Современные неологизмы Упражнение 44 стр 44; Упражнение 44 стр 44; Упражнение 47 стр 47; Упражнение 47 стр 47 1 07.10.2024 8 Отражение во Упражнение 49 стр 50; Упражнение 49 фразеологии истории стр 50 и культуры народа 2 11.10.2024 14.10.2024 5 9 Отражение во Упражнение 51 стр 51; Упражнение 51 фразеологи истории стр 51 и культуры народа 1 18.10.2024 10 Современные фразеологизмы 1 21.10.2024 11 Современные фразеологизмы Проверочная работа по пройденным темам (в конце урока) 1 25.10.2024 Упражнение 56 стр 55; Упражнение 56 стр 55 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Русский родной язык, 6 класс/Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П.; АО «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Поурочные разработки по русскому родному языку. 6 класс: пособие для учителя/ Н.В.Егорова. 3-е изд. - ВАКО, 2022. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Учи.ру РЭШ Грамота.ру Русский речевой этикет https://etikket.ru/rechevoj-etiket/russianspeech-etiquette.html Словарь синонимов, паронимов, антонимов, ударений https://synonyms.su/ Словарь синонимов, антонимов,ассоциаций https://sinonim.org/ https://sinonim.org/a Подбор синонимов онлайн .https://synonymonline.ru/ https://text.ru/synonym/ Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений [Электронный ресурс] http://gramota.ru/slovari/ Словарь антонимов https://rus-antonyms-dict.slovaronline.com/ Львов М. Р. Словарь антонимов [Электронный ресурс] http://gramota.ru/slovari/ Словарь омонимов https://homonyms.ru/ Фразеологический словарь https://rus-phraseology-dict.slovaronline.com/ Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.- М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т. [Электронный ресурс] https://www.efremova.info/ Словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. А. П. Евгеньевой. М., Русский язык, 1999. [Электронный] http://febweb.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] http://slovarozhegova.ru/search.php А.А. Зализняк. Грамматический словарь [Электронный ресурс] https://gufo.me/dict/zaliznyak Русский орфографический словарь [Электронный ресурс] http://orfo.ruslang.ru/ Этимологические словари П. Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2-х томах. Издательство: Русский язык – 1994г. [Электронный ресурс] http://www.slovorod.ru/etymchernykh/ Online Etymology Dictionary [Электронный ресурс] https://www.etymonline.com/https://www.etymonline.com/ Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. / Перевод и дополнения О. Н. Трубачёва. — 4-е изд., стереотип. — М.: Астрель — АСТ, 2004. [Электронный ресурс] https://lexicography.online/etymology/vasmer/