ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс обучения осетинскому языку (как второму) в 5 классе характеризуется личностной ориентацией языкового образования, реализацией всех основных современных подходов, входящих в личностно ориентированную парадигму образования: деятельностного, коммуникативного, социокультурного / поликультурного (обеспечивающего диалог культур), компетентностного, средоориентированного подходов. Современное общество требует разностороннего развития личности человека, в том числе его коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нём. Принципы гуманизации и демократизации общества самой большой ценностью провозглашают наличие развитой, образованной личности, способной жить и творить в условиях стремительно меняющегося мира. Поэтому значение владения несколькими языками, в том числе осетинским, трудно переоценить. Один из древнейших индоевропейских языков, генетически связанный не только с иранской, но и славянской, романской и германской языковыми группами, сохранивший огромное количество общих для этих языков черт, способен облегчить, в том числе, понимание структурных особенностей других индоевропейских языков, изучаемых в школе. Обучение осетинскому языку (как второму) в 5 классе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данная ступень обучения осетинскому языку характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире. Они уже понимают роль и значение языка как средства общения в условиях поликультурности современного мира, владеют четырьмя основными видами речевой деятельности и обладают специальными учебными и общеучебными умениями, необходимыми для изучения осетинского языка как учебного предмета, а также накопили некоторые знания о правилах речевого поведения на русском и осетинском языках. В основной школе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, большое значение приобретает формирование учебноисследовательских умений. 5 класс является важным звеном, который обеспечивает преемственность начальной и основной школы. В 5 классе совершенствуются приобретенные ранее знания, навыки и умения, увеличивается объём используемых учащимися языковых и речевых средств, улучшается качество практического владения осетинским языком, возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой активности. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)» На данном этапе обучения придаётся большое значение повторению, осознанию и закреплению того, что было усвоено в начальной школе, а также дальнейшему развитию приобретенных ранее знаний, умений и навыков. Курс построен на взаимодействии трёх основных содержательных линий: - коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, - языковые средства и навыки оперирования ими - социокультурные знания и умения. В ходе работы над курсом учащиеся выполняют задания, которые должны создавать условия для их реального общения на осетинском языке (устное и письменное общение с носителями языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и проведении этих проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и характер участия могут быть разными. Особенность данного курса заключается и в том, что он даёт учителю возможность планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из своих реальных потребностей, то есть не связывает его. Рабочая программа предусматривает блочную структуру учебника. Блоки выделяются в зависимости от основного объекта усвоения и от тематики текстов, формирующих виды речевой деятельности школьников. Однако деление на блоки достаточно условно, так как их конкретное содержание дает возможность использовать знания и умения, приобретенные при изучении предыдущих тем. Внутри блоков наряду с обязательным материалом встречается факультативный (в виде аутентичных текстов разных жанров, разнообразных заданий), который учитель может предложить учащимся с более высоким уровнем обученности. Порядок следования блоков определяется содержанием материала, расположенного по мере усложнения и необходимости закрепления тех или иных навыков и знаний. В основной школе начинает систематически использоваться аудирование с письменной фиксацией значимой информации, которая является важным учебным умением. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)» Целями изучения осетинского языка (как второго) по программам основного общего образования являются: - развитие и воспитание школьников средствами осетинского языка, в частности: понимание важности изучения осетинского языка как одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; - создание предпосылок для развития элементарных основ лингвистической компетенции как важной составляющей коммуникативной компетенции; - воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры, лучшее осознание своей собственной культуры. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Осетинский язык (как второй)» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Осетинский язык (как второй)» в 5 классе рассчитано на общую учебную нагрузку в объёме 102 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)» В 5 КЛАССЕ Повторение пройденного материала. Развитие речи. Первый школьный день в новом учебном году. Радость встречи с учителем и одноклассниками. Задания, направленные на контроль лексического материала, монологической и диалогической речи по теме. Описание отношения к учебникам. Описание членов своей семьи (повторение лексики, изученной в начальной школе). Описание профессий. Грамматический материал. Повторение собственных и нарицательных имён существительных. Летние каникулы. Развитие речи. Описание природы. Описание места отдыха. Описание примет лета. Информация для понимания на слух о проведённых летних каникулах. Вопросы собеседнику о проведении летних каникул. Речевые клише для рассказа о летних каникулах. Вопросы по теме «Сæрды каникултæ» («Летние каникулы»). Грамматический материал. Склонение имён существительных. Именительный падеж. Из жизни животных. Развитие речи. Описание животных и птиц. Выражение чувства стыда и радости. Тексты «Æдылы род» («Глупый теленок»), «Тæппуд тæрхъус» («Трусливый зайчик»). Грамматический материал. Знакомство с родительным падежом, изменение окончаний существительных в родительном падеже. Книга - источник знаний. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Информация для понимания на слух об описании книги. Знакомство с историей происхождения книги. Составление диалога с использованием предложений. Памятка о бережном отношении к книге. Грамматический материал. Имя сществительное в дательном падеже. Повторение именительного и родительного падежей (падежные окончания, знакомство с дательным падежом; знакомство с окончаниями имён). Устное народное творчество. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Работа с пословицами, загадками, скороговорками. Знакомство с устным народным творчеством осетинского народа. Тексты «Сырдоны хæрæг» («Осёл Сырдона»), «Гæды рувас» («Хитрая лиса»). Задания, направленные на контроль усвоения лексического материала, монологической и диалогической речи по теме. Грамматический материал. Знакомство с отложительным падежом, знакомство с окончаниями имён существительных в отложительном падеже. Из сокровищницы предков. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Тексты «Авдæны зарæг» («Колыбельная песня»), «Нарты равзæрд» («Рождение нартов»), «Бирæгъ æмæ зыгъарæг» («Волк и барсук»). Знакомство с происхождением Нартов. Грамматический материал. Изменение окончаний существительных в направительном падеже. Закрепление лексики по пройденной теме, повторение именительного, родительного, дательного и отложительного падежей (падежные окончания). Коста родился в Наре. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Презентация «О жизни и творчестве Коста». Знакомство со стихотворениями Г. Чеджемова «Къоста» («Коста»), «Иры зарæггæнæг» («Главный певец об Осетии») Знакомство со стихотворением К. Хетагурова «Æрра фыййау» («Безумный пастух»). Грамматический материал. Изменение окончаний существительных во внешнеместном падеже. Закрепление лексики по пройденной теме, повторение именительного, родительного, дательного, отложительного и направительного падежей (падежные окончания). Праздник в честь Коста. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Тексты «Дурвæткъуы» («Боярышник»); «Къостайы номимæ баст бынæттæм балц» («Путешествие по местам, связанным с именем Коста»). Информация о памятных местах, связанных с именем Коста. Знакомство со стихотворением К. Хетагурова «Цъиу æмæ сывæллæттæ» («Дети и птичка»). Знакомство с домом-музеем Коста в Наре по картинкам в книге и по презентации. Грамматический материал. Знакомство с изменениями окончаний имён существительных в союзном падеже. Повторение: закрепление лексики по пройденной теме, повторение именительного, родительного, дательного, отложительного направительного и внешнеместного падежей (падежные окончания). Кто к чему стремится? Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Упражнения, нацеленные на систематизацию грамматического материала (падежи и их окончания). Тексты «Чи цæмæ бæллы» («Кто к чему стремится»), «Чысыл хуыйæг» («Маленькая швея»). Прослушивание текста «Чи цæмæ бæллы». Грамматический материал. Изменение окончаний существительных в уподобительном падеже. Повторение: закрепление лексики по пройденной теме; повторение именительного, родительного, дательного, отложительного направительного, внешнеместного и союзного падежей (падежные окончания). Изменения осенью в природе. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Памятка о названиях осенних месяцев на осетинском языке. Тексты «Фæззæг» («Осень»), «Дзæбидыртæ» («Туры»), «Диссаг та куыд нæ у» («Это удивительно»). Информация об осенних работах в огородах и садах. Помощь младших старшим в уборке урожая. Информация о горных турах. Информация об удивительных событиях, связанных с насекомыми. Грамматический материал. Образование множественного числа имени существительного, склонение имён существительных во множественном числе. Осень в горах. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Знакомство со стихотворением К. Хетагурова «Фæззæг» («Осень»). Текст «Тæгæр бæлас» («Клён»). Характеристика персонажей сказки. Грамматический материал. Разновидности образования множественного числа имени существительного. Животные и растения осенью. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Описание овощей. Тексты «Сырдтæ æмæ мæргътæ фæз-зæджы» («Звери и птицы осенью»), «Дзæгъындзæг» («Сорока»). Информация об изменениях в жизни животных и птиц с приходом осени. Сбор урожая осенью. Знакомство с жизнью и повадками сороки. Оказание помощи школьниками при уборке урожая. Информация об удивительных событиях, связанных с насекомыми и муравьями. Грамматический материал. Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных. Зимняя природа. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Памятка о названиях зимних месяцев на осетинском языке. Описание изменений в природе. Описание зимнего села. Текст «Ралæууыдис зымæг» («Наступила зима»). Знакомство со стихотворением Г. Чеджемова «Зымæгон нывтæ» («Зимние пейзажи»). Грамматический материал. Второстепенные члены предложения. Зимние пейзажи. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Описание труда людей и зимних игр детей. Прослушивание аудиоматериала о прогнозе погоды гидрометцентра на ближайшие сутки. Составление продолжение диалога о зимней погоде. Составление рассказа по картине «Сывæллæтты зымæгон хъæзтытæ» («Детские игры зимой»). Грамматический материал. Местоимение, личные местоимения, склонение личных местоимений в единственном числе. Зимние пейзажи. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Описание труда людей и зимних игр детей. Прослушивание аудиоматериала о прогнозе погоды гидрометцентра на ближайшие сутки. Составление продолжения диалога о зимней погоде. Составление рассказа по картине «Сывæллæтты зымæгон хьæзтытæ» («Детские игры зимой»). Грамматический материал. Местоимение, личные местоимения, склонение личных местоимений в единственном числе. Новый год. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Знакомство со стихотворением Г. Чеджемова «Митын уæйыг» («Снежный великан»). Закрепление новой лексики в диалоге. Описание обычаев и традиций «Хæдзаронтæ» («Колядки»). Новогодние поздравления. Работа по картине. Знакомство со стихотворением Станислава Кадзаева «Нæ лæвар» («Наш подарок»). Грамматический материал. Местоимение, личные местоимения, склонение личных местоимений во множественном числе. В зимнем зоопарке. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Описание диких животных. Описание зоопарка. Описание ухода за животными зоопарка. Текст «Сырддоны нывтæ» («Картины зоопарка»). Знакомство с переводом стихотворения Н. Сладкова «Æхсæрсæттæг æмæ арс» («Белочка и медведь»). Работа над загадками о животных. Грамматический материал. Личные местоимения. Наши далёкие предки. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Образование сложных слов. Информация о предках. Описание качеств. Описание старинных построек. Описание занятий, рода деятельности. Описание одеяния. Описание оружия. Грамматический материал. Глагол, окончания глаголов настоящего и прошедшего времени. Старинный осетинский дом и старинная утварь. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнения с использованием новой лексики по теме. Объяснить многозначность слова къона (очаг), (ласковое обращение к детям). Текст «Рагон ирон хæдзар» («Старинный осетинский дом»). Описание современного жилья. Описание старинного жилья: жилого дома, башен. Описание старинной домашней утвари. Описание частей дома. Работа с загадками по теме. Грамматический материал. Окончания глаголов будущего времени. Осетинские национальные блюда. Развитие речи. Скороговорки по теме. Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Тексты «Рагон ирон хсеринсегтсе сехсырсей» («Осетинские национальные блюда из молока»), «Рагон ирон хæринæгтæ» («Осетинские национальные блюда»). Рецепт приготовления «цæхдона» («приправа») из черемши. Названия национальных блюд. Описание рецептов национальных блюд. Фольклорные песни. Грамматический материал. Глаголы неопределённой формы. Какая еда самая вкусная? Развитие речи. Знакомство со стихотворением Г. Чеджемова «Куыстуарзаг» («Трудолюбивый»). Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Расспрос собеседника о национальных блюдах и о любимых блюдах. Выражение согласия или несогласия с чем-либо. Текст «Хæринæгтæй кæцы адджындæр у?» («Какая еда самая вкусная?») Знакомство с басней С. Гадиева «Давон, булкъ æмæ мыд» («Черемша, редька и мёд»). Грамматический материал. Синонимы, антонимы. Благодатная весна. Развитие речи. Памятка о названиях весенних месяцев на осетинском языке. Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Текст «Уалдзæг Ирыстоны» («Весна в Осетии»). Описание изменений в природе весной. Описание птиц. Описание деревьев. Описание труда людей. Знакомство со стихотворением М. Козаева «Уалдзыгон къæвда» («Весенний дождь»). Грамматический материал. Имя числительное, классификация числительных. Мир вокруг нас. Развитие речи. Повторение и закрепление лексики по пройденной теме. Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Знакомство со стихотворением М. Дзасохова «Мартъийы кæрц» («Мартовская шуба»). Описание явлений природы. Работа по картине. Грамматический материал. Дробные и собирательные числительные. Самый красивый праздник весны. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Текст «Печенитæ» («Печенье»). Расспросы о празднике. Формы поздравлений и пожеланий. Выражение разочарования, сожаления и чувства стыда. Проявление заботы младших о старших. Описание советов. Знакомство со стихотворением П. Урумова «Мад» («Мать») Грамматический материал. Правописание числительного с именем существительным. Материнское сердце. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Образование сложных слов. Текст «Мады урс дзыккутæ» («Материнские седые волосы»). Работа с пословицами. Выражение разочарования, сожаления и чувства стыда. Проявление заботы младших о старших. Описание советов. Грамматический материал. Деление числительных по составу. На природе. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Знакомство со стихотворением М. Басиева «Сауцъиу» («Скворец»). Текст «Тулдз Тала» («Дубок»). Выражение радости, любви и бережного отношения к природе. Грамматический материал. Правописание составных числительных, правописание числительных с именами существительными в единственном и множественном числах. Кто как встречает весну? Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Текст «Хъуг æмæ цъиах» («Корова и галка») Знакомство со стихотворением А. Царукаева «Хъæдхой» («Дятел»). Описание поведения животных и птиц. Знакомство со считалочкой В. Царукаева «Дæсгæйттæй нымад» («Счёт десятками»). Грамматический материал. Правописание числительных. Весна в лесу. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Знакомство со стихотворением Харитона Плиева «Уалдзæг» («Весна»). Тексты: «Зыгъарæг» («Барсук»), «Уызынтæ» («Ежики»), «Уалдзæг» («Весна»). Описание повадок диких животных. Уточнение сведений: об изменениях в природе, о птицах, о животных, о труде людей. Работа по картинкам. Грамматический материал. Склонение имён существительных с числительными. Примерные младшие. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Знакомство со стихотворением И. Айларова «Хорз æмæ æвзæр» («Хороший и плохой»). Текст «Æхцадон» («Кошелёк»). Описание традиционных правил поведения. Описание формы: традиционных обращений к старшим, выражение благодарности старшими, извинений, проявления дружбы и взаимопомощи. Грамматический материал. Наречие. Простые и сложные наречия. Культура и этика нужна везде. Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Текст «Æгъдау» («Порядок, закон и умение вести себя по этикету»). Полилог по теме «Æгъдау». Мини-тексты по теме «Æгъдау». Этикетное поведение. Описание формы: традиционных обращений к старшим, выражение благодарности старшими, извинений, проявления дружбы и взаимопомощи. Грамматический материал. Наречие. Правописание наречий с глаголами. Что может быть лучше настоящего друга? Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Полилог по теме. Текст «Æцæг æмбал» («Настоящий друг»). Знакомство со стихотворением М. Айларова «Лæппутæ» («Мальчики»). Работа с картинками. Проявления дружбы и взаимопомощи. Грамматический материал. Правописание сложных наречий. Как же хорошо летом! Развитие речи. Знакомство с новой лексикой. Упражнение с использованием новой лексики по теме. Описание природы. Описание фруктов и овощей. Описание явлений природы. Мини-тексты «Сæрд» («Лето»), «Тæрккъæвда» («Гроза»). Знакомство с традиционным летним праздником осетин «Кæхцгæнæн» («Праздник для годовалых мальчиков»). Песня «Сой» («Благодать»). Письма детей. Грамматический материал. Имя существительное (повторение). ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения государственного (осетинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на осетинском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на осетинском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство); 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли государственного (осетинского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию осетинского языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к осетинскому языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на осетинском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделённых критериев. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на осетинском языке; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 5 классе обучающийся научится: воспринимать на слух аудиотексты, построенные на изученном материале, и полностью понимать их содержание; понимать в целом речь учителя и одноклассников; использовать контекстуальную или языковую догадку при аудировании и чтении; вербально или невербально реагировать на услышанное; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение), с опорой на текст; читать про себя и находить в тексте нужную информацию; определять значение незнакомых слов по контексту и по словарю; делать выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях; писать правильно в рамках изученных орфографических правил; объединять слова в тематические группы; понимать морфему как значимую единицу языка; опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; понимать роль морфем в процессах формо- и словообразования; выполнять морфемный разбор слова; пользоваться основными способами словообразования в балкарском языке; пользоваться различными видами словарей (толковый, орфоэпический, орфографический, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов); пользоваться в речи правилами осетинского речевого этикета; распознавать гласные и согласные звуки; правильно произносить специфические звуки [къ], [гъ], [нг], [ж], [у] балкарского языка; распознавать звонкие, глухие согласные, мягкие, твёрдые согласные; опознавать словообразующие и словоизменительные аффиксы; образовывать новые слова при помощи словообразовательных аффиксов -лы, -ли, -лу, -лю; сыз, сиз, -суз, -сюз; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; опознавать однокоренные слова; образовывать новые слова из заданного слова; распознавать имя существительное как часть речи по вопросу и общему значению; определять грамматические признаки имен существительных; определять синтаксическую роль имен существительных; образовывать имена существительные разными способами; склонять имена существительные и правильно употреблять в речи падежные формы имен существительных; распознавать и употреблять в речи аффиксы принадлежности имен существительных; производить морфологический разбор имени существительного; распознавать лексико-семантические группы прилагательных; определять грамматические признаки и синтаксическую роль прилагательных; распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему значению; осознавать особенности имени числительного в осетинском языке по сравнению с русским; распознавать местоимение как часть речи по вопросу и общему значению, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль; осознавать особенности местоимения в осетинском языке по сравнению с русским языком; изменять личные и указательные местоимения по падежам и употреблять их в речи; распознавать наречия как часть речи по вопросу и общему значению; распознавать разряды наречий (общее представление); распознавать глаголы как часть речи по вопросу и общему значению, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль; образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах, в формах возможности и невозможности действия разных времен; распознавать сочинительные и подчинительные союзы и использовать их в речи; употреблять союзы в простых и сложных предложениях; осознавать особенности союзов в осетинском языке по сравнению с русским языком; распознавать послелоги и союзы, использовать их в речи; осознавать особенности послелогов в осетинском языке по сравнению с предлогами в русском языке. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №Наименование разделов и тем Количество часов Дата Виды деятельности Виды, формы п/п программы изучения контроля всего контрольныепрактические работы работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1.1. Цыппæрæм къласы рацыд æрмæг зæрдыл æрлæууын кæнын. 2 2 Групповая работа Устный опрос 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.2. Сæрды каникултæ. 3 3 Групповая работа Практическая работа 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.3. Цæрæгойты цардæй. 3 3 Работа в парах Групповая работа Устный опрос 1.4. Чиныг – зонды суадон. 3 3 Работа в парах Групповая работа Практическая работа 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.5. Адæмон сфæлдыстадæй. 3 3 Индивидуальная работа. Устный опрос 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.6. Фыдæлты хæзнатæ. 3 3 Групповая работа Практическая работа 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные Индивидуальная работа с материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы карточками https://iron-do.ru/ 1.7. Нары райгуырдис Къоста. 3 3 Работа в парах Устный опрос 1.8. Къостайы бæрæгбон. 3 3 Работа в парах Практическая работа 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.9. Рацыд æрмæгыл куыст. 11 1.10 Чи цæмæ бæллы? 3 3 2 Индивидуальная работа. Тестирование 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ Групповая работа Устный опрос Индивидуальная работа с карточками 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ Индивидуальная работа Практическая с работа 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные карточками материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.11 Рацыд æрмæг ныффидар кæнын. 11 1.12 Æрдзы ивддзинæдтæ фæззæджы. 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 2 Индивидуальная работа. Практическая работа 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.13 Фæззæг хæхбæсты. 3 3 Работа в парах Практическая работа 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.14 Цæрæгойтæ æмæ зайæгойтæ фæззæджы. 3 3 Групповая работа Устный опрос Индивидуальная работа с карточками 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.15 Зымæгон æрдз. 3 3 Работа в парах 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.16 Зымæгон нывтæ. 3 3 Индивидуальная работа. Практическая работа 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.17 Ног аз. 3 3 Работа в парах 1.18 Рацыд æрмæг ныффидар кæнын. 31 2 Индивидуальная работа. Тестирование 1.19 Зымæгон сырддоны. 3 3 Работа в парах 1.20 Нæ рагфыдæлтæ. 3 3 Групповая работа Практическая работа 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные Индивидуальная работа с материалы https://ironau.ru/skola.html Устный опрос Практическая работа 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ Практическая работа 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ карточками 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.21 Рагон ирон хæдзар æмæ хæдзары дзауматæ. 3 3 Работа в парах Устный опрос 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.22 Ирон хæринæгæ. 3 3 Работа в парах Практическая работа 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.23 Хæринæгтæй кæцы адджындæр у? 3 3 Индивидуальная работа. Практическая работа 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.24 Фарны уалдзæг. 3 3 Групповая работа Устный опрос Индивидуальная работа с карточками 1.25 Нæ алыварс дуне. 3 3 Работа в парах Практическая работа 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.26 Уалдзæджы рæсугъддæр бæрæгбон. 3 3 Работа в парах Устный опрос 1.27 Мады зæрдæ. 3 3 Работа в парах Практическая работа 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ https://iron-do.ru/ 1.28 Рацыд æрмæг ныффидар кæнын. 21 1 Индивидуальная работа. Тестирование 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.29 Æрдзы хъæбысы. 3 3 Групповая работа Устный опрос Индивидуальная работа с карточками 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.30 Чи куыд æмбæлы уалдзæгыл? 3 3 Работа в парах 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.31 Уалдзæг хъæды. 3 3 Групповая работа Практическая работа 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные Индивидуальная работа с материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы карточками https://iron-do.ru/ 1.32 Фæзминаг кæстæртæ. 3 3 Индивидуальная работа. Практическая работа 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.33 Æгъдау алы ран дæр хъæуы. 3 3 Работа в парах 1.34 Цы ис хорз æмбалæй хуыздæр? 3 3 Групповая работа Устный опрос Индивидуальная работа с карточками Устный опрос Практическая работа 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.35 Куыд хорз у сæрд! 3 3 Индивидуальная работа. Практическая работа 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ 1.36 Рацыд æрмæг ныффидар кæнын. 21 1 Индивидуальная работа. Устный опрос Резервное время 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 102 ПО ПРОГРАММЕ 1. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 2. Цифровая образовательная среда осетинского язы https://iron-do.ru/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Хъалаты М. Ирон æвзаг: Ахуыргæнæн чиныг 5 къласæн (ирон æвзаг дыккаг кæмæн у, уыцы ахуыргæнинæгтæн). – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2020. – 224 ф. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Къорнаты З., Саламаты Л. Дзурæм иронау: Базовый курс осетинского языка Медиа-Полис, 2012.- 336 с. 2. Словари на IRISTON.COM http://slovar.iriston.com/ 3. Осетинско-русский словарь https://osetinsko-russkij-slovar.slovaronline.com/ 4.Майрамукаева Ф.А. Игровые технологии в обучении осетинскому языку: Методическое пособие / Ф.А.Майрамукаева. – Владикавказ: ГБОУ ДПО СОРИПКРО, 2021. – 87 с.; 5. Майрæмыхъуаты Ф.А. Нывмæ гæсгæ куыст ирон æвзаджы урокты: Ахуырадон-методикон пособи.Джæуджыхъæу, 2021. – 87 ф. 6. Цгъойты Белла. Ирон-уырыссаг нывджын дзырдуат. – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 210 ф. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Бæрзæфцæг https://vk.com/barzafcag http://vk.com/wall-33833481_2464 2. http://nslib.tmweb.ru/ Национальная научная библиотека РСО-Алания 3. www.iriston.ru Новости об Осетии, музыка, литература, форум 4. iratta.com Осетинская история, сказки, музыка, фотографии, новости, форум 5. iriston.com История и культура Осетии 6. ossetians.com Сайт об осетинах 7. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html 8. historyalans.narod.ru Англоязычный сайт: аланы, скифы, фотогалерея 9. baragbonta.ru Барагбонта. НА ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ! 10. mahdug.ru Литературный журнал "Мах дуг" 11. http://aors.narod.ru/ История и культура Осетии 12. http://iratta.com 13. Цифровая образовательная среда осетинского языка. https://iron-do.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Проведение занятий по дисциплине осуществляется в стандартных учебных классах общеобразовательных организаций. В образовательном процессе используются: учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, учебная доска; интерактивная доска и стационарный или переносной комплекс мультимедийного оборудования; компьютерный класс с выходом в Интернет. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ учебная доска, интерактивная доска и стационарный или переносной комплекс мультимедийного оборудования; компьютерный класс с выходом в Интернет.