родной (осетинский ) язык 6 класс

Курс обучения осетинскому языку (как второму) в 6 классе характеризуется личностной
ориентацией языкового образования, реализацией всех основных современных подходов,
входящих в личностно ориентированную парадигму образования: деятельностного,
коммуникативного, социокультурного / поликультурного (обеспечивающего диалог культур),
компетентностного, средоориентированного подходов.
Современное общество требует разностороннего развития личности человека, в том числе его
коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих
успешно функционировать в нём. Принципы гуманизации и демократизации общества самой
большой ценностью провозглашают наличие развитой, образованной личности, способной жить и
творить в условиях стремительно меняющегося мира.
Поэтому значение владения несколькими языками, в том числе
осетинским, трудно
переоценить. Один из древнейших индоевропейских языков, генетически связанный не только с
иранской, но и славянской, романской и германской языковыми группами, сохранивший огромное
количество общих для этих языков черт, способен облегчить, в том числе, понимание структурных
особенностей других индоевропейских языков, изучаемых в школе.
Основная ступень школьного обучения осетинскому языку характеризуется наличием
значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в
основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире. Они уже
понимают роль и значение языка как средства общения в условиях поликультурности
современного мира, владеют четырьмя основными видами речевой деятельности и обладают
специальными учебными и общеучебными умениями, необходимыми для изучения осетинского
языка как учебного предмета, а также накопили некоторые знания о правилах речевого поведения
на русском и осетинском языках.
В основной школе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного
процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, большое значение приобретает
формирование учебно-исследовательских умений.
В 6 классе совершенствуются приобретенные ранее знания, навыки и умения, увеличивается
объём используемых учащимися языковых и речевых средств, улучшается качество практического
владения осетинским языком, возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой
активности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК
ВТОРОЙ)»
На данном этапе обучения большое внимание уделяется осознанию и закреплению того,
что было усвоено в начальной школе и дальнейшему развитию приобретенных в 5 классе знаний,
умений и навыков.
Курс построен на взаимодействии трёх основных содержательных линий:
- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности,
- языковые средства и навыки оперирования ими
- социокультурные знания и умения.
В ходе работы над курсом учащиеся выполняют задания, которые должны создавать условия
для их реального общения на осетинском языке (устное и письменное общение с носителями
языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и проведении этих
проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и характер участия могут быть разными.
Особенность данного курса заключается и в том, что он даёт учителю возможность
планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из своих реальных потребностей, то есть не
связывает его.
Рабочая программа предусматривает блочную структуру учебника. Блоки выделяются в
зависимости от основного объекта усвоения и от тематики текстов, формирующих виды речевой
деятельности школьников. Однако деление на блоки достаточно условно, так как их конкретное
содержание дает возможность использовать знания и умения, приобретенные при изучении
предыдущих тем. Внутри блоков наряду с обязательным материалом встречается факультативный
(в виде аутентичных текстов разных жанров, разнообразных заданий), который учитель может
предложить учащимся с более высоким уровнем обученности.
Порядок следования блоков определяется содержанием материала, расположенного по мере
усложнения и необходимости закрепления тех или иных навыков и знаний.

В основной школе начинает систематически использоваться аудирование с письменной
фиксацией значимой информации, которая является важным учебным умением.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)»
Целями изучения осетинского языка (как второго) по программам основного общего
образования являются:
- развитие и воспитание школьников средствами осетинского языка, в частности: понимание
важности изучения осетинского языка как одного из государственных языков Республики
Северная Осетия-Алания и потребности пользоваться им как средством общения, познания,
самореализации и социальной адаптации;
- создание предпосылок для развития элементарных основ лингвистической компетенции как
важной составляющей коммуникативной компетенции;
- воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к
взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям
иной культуры, лучшее осознание своей собственной культуры.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Осетинский язык (как второй)» входит в предметную область
«Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Осетинский язык (как второй)» в 6 классе рассчитано на общую
учебную нагрузку в объёме 102 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК (КАК ВТОРОЙ)» В
6 КЛАССЕ
Развитие речи.
Добрый день, школа! Поговорим об учёбе. Готовимся к уроку осетинского языка.
Вопросы собеседнику о проведении летних каникул. Речевые клише
для рассказа о летних каникулах. Диалог о летних каникулах. Презентация новой лексики по теме
Грамматический материал.
Повторение: значения падежей, падежные окончания; образование множественного числа
существительных. Образование порядковых числительных.
На уроке осетинского языка. Какие оценки получаем? Учитель, я вас часто вспоминаю.
Развитие речи.
Текст «Нæ ног ахуыргæнæг» («Наш новый учитель»). Описание внешности учительницы.
Этикетные фразы. Отметки в дневнике. Отрывок из стихотворения Г. Цагараева «Мæ
ахуыргæнæг» («Мой учитель»).
Грамматический материал.
Послелоги. Повторение: спряжение глагола в прошедшем времени Личные окончание переходных
и непереходных глаголов.
Как мы используем время? Какие книги мы читаем?
Развитие речи.
Распорядок дня школьника. Текст «Тимуры боны фæтк» («Режим дня Тимура»). Диалог
«Фембæлд» - встреча школьников в библиотеке. Беседа
с библиотекарем. Презентация новой лексики по теме «Этикетные фразы».
Грамматический материал.
Употребление вводного слова зеегъ-ма (скажи-ка). Значение частиц. Образование прилагательных
при помощи суффиксов.
Говорим о Коста Хетагурове и его жизненном пути.
Развитие речи.

Высказывания школьников о подготовке к празднованию дня рождения К. Хетагурова. Текст с
пропусками о творчестве К. Хетагурова. Текст «Нæ адæмы уарзон хъæбул» («Любимый сын
нашего народа»). Отрывки из стихотворений К. Хетагурова.
Грамматический материал.
Способы выражения повеления, просьбы. Образование существительных
при помощи суффиксов.
Каким человеком был Коста? Осетинская лира» - наша любимая книга.
Развитие речи.
Отрывки из стихотворений К. Хетагурова. Рисунки к стихотворениям Коста для детей. Диалог
школьников о поэте. Отрывок из рассказа Д. Джиоева «Ирон фæндыр» («Осетинская лира»).
Грамматический материал.
Глагольная приставка ны-.
Здравствуй, осень! Помощь детей в осенних работах. Природа осенью.
Развитие речи.
Отрывок из стихотворения Я. Хозиева об осени. Описание природы осенью. Осень в саду и
огороде. Помощь старшим. Текст «Мыстулæг» («Ласка»).
Грамматический материал.
Послелоги. Повторение: побудительные предложения. Способы выражения просьбы.
Плодородная, богатая осень. Попрощаемся с осенью!
Развитие речи.
Диалог об осени в селе и в городе. Рассказ о сборе урожая фруктов. Высказывания школьников об
отношении к осенней погоде.
Грамматический материал.
Предлог азназ, форма существительного с предлогом сенсе (без). Повторение: сложные глаголы.
Спряжение сложных глаголов в будущем времени.
Что знаем и что умеем?
Развитие речи.
Презентация новой лексики по теме. Текст «Балц нæ рагфыдæлтæм» («Путешествие в прошлое»).
Отрывок из доклада школьника. Диалог «На уроке истории».
Грамматический материал.
Фразеологизмы зæхх сæ нæ уромы, цæст не 'ххæссы (земля терпит, глаз
не объемлет). Послелоги.
Что мы узнали о наших предках? Ущелья Осетии. Военная крепость.
Развитие речи.
Информация об ущельях Осетии. Рассказ школьника о Куртатинском ущелье. Диалог о поездке в
горы. Отрывок из стихотворения Б. Муртазова «Фыдæлты мæсгуытæ» («Древние башни»).
Грамматический материал.
Возвратные местоимения.
Древний город. Горная архитектура.
Развитие речи.
Рассказ учителя об архитектуре старинных башен. Старинные поселения
в горах. Диалог о поездке в гости к родственникам.
Грамматический материал.
Противительный предлог та, место в предложении.
Отдохнём. Как проводили своё время знаменитые люди.
Развитие речи.
Интересные факты из жизни знаменитых людей. Беседа школьников о хобби, отдыхе. Планы на
выходные.
Грамматический материал.
Противительный предлог та, место в предложении. Повторение: образование относительных
прилагательных при помощи суффиксов. Спряжение тлагошусевын (быть).
Ко всему надо относиться внимательно. Работа не терпит спешки.
Развитие речи.
Мини-тексты об особенностях режима работы знаменитых учёных. Отрывок из письма школьника
другу. Текст «Уазæгуаты ахуыргондмæ» («В гостях
у ученого»). Сценарий классного часа.
Грамматический материал.

Неопределённые местоимения чидсер, цыдсер (кто-то, что-то). Определённые местоимения.
Склонения определённых и неопределённых местоимений
Зимняя природа. Умеешь кататься на коньках? Песня снеговика.
Развитие речи.
Повторение лексики по теме «Зима». Описание зимней природы. Кроссворд по теме «Зима».
Стихотворение Г. Цагараева «Зымæг» («Зима»). Текст «Къахдзоныгътыл бырын зоныс?»
(«Умеешь кататься на коньках?). Диалог на катке.
Грамматический материал.
Употребление вопросительного слова куыд (как). Вопросительное слово севи (или). Повторение:
неопределённые местоимения. Употребление союза ксенсе (или).
Суровая зима.
Развитие речи.
Стихотворения о зиме. Сказка «Хъызт зымæг» («Суровая зима»).
Грамматический материал.
Отрицательные наречия макуы (никогда), макæдæм (никуда).
А.С. Пушкин на Кавказе.
Развитие речи.
Мини-тексты о путешествии А.С. Пушкина на Кавказ.
Грамматический материал.
Повелительное наклонение глагола, личные окончания глаголов.
В мире рисования.
Развитие речи.
Презентация новой лексики по теме. Информация о возможностях живописи. Мини-тексты о
знаменитых осетинских художниках. Диалог «На уроке рисования». Текст «В Третьяковской
галерее».
Грамматический материал.
Вопросительные предложения с частицей семсе (и).
В плену у музыки.
Развитие речи.
Текст «Музыкæйы уацары» («В плену у музыки») (по Д. Кобалевскому). Диалог «Музыкалон
скъолайы» («В музыкальной школе»). Мини-тексты
о творчестве знаменитых композиторов.
Грамматический материал.
Вопросительные слова их употребление.
Благодаря им мы защищены. День защитников Родины. Родина или смерть.
Развитие речи.
Презентация новой лексики по теме. Текст о Дне защитников Родины. Письмо из армии. Диалог о
подготовке к празднику.
Грамматический материал.
Вопросительные слова, склонение существительных, падежные значения (повторение).
Моя любимая весна.
Развитие речи.
Обмен мнениями о погоде ранней весной. Рассказ о капризах марта. Высказывания о наступлении
весны, изменениях в природе. Мини-тексты «Поэты
о весне». Диалог о весенней природе.
Грамматический материал.
Порядковые числительные свыше двадцати, их образование.
Название весенних месяцев.
Развитие речи.
Презентация новой лексики. Мини-тексты об осетинских названиях весенних месяцев. Отрывки из
стихотворений о весне.
Грамматический материал.
Наречие.
Праздник 8 Марта.
Развитие речи.
Отрывок из стихотворения Г. Чеджемова о матери. Презентация новой лексики. Текст «8-æм
Мартъи» («8 Марта»). Текст «Нæ лæвæрттæ нæ мадæлтæн» («Наши подарки мамам»). Сценарий

школьного праздника. Подстановочные упражнения на повторение знакомого грамматического
материала.
Грамматический материал.
Уподобительный падеж, его значения.
Весенние праздники.
Развитие речи.
Информация о весенних праздниках. Мини-тексты о праздновании 1 Мая. Высказывания
школьников о весенних праздниках в разных странах.
Грамматический материал.
Прилагательные с суффиксами.
Жизнь красна трудом.
Развитие речи.
Текст «Фæллойы бæрæгбон» («Праздник труда»). Фразеологизмы о труде, трудолюбии.
Стихотворение А. Кайтмазова «Фæллой» («Труд»). Мини-тексты
о названиях весенних месяцев (март, апрель, май), их истории.
Грамматический материал.
Превосходная степень прилагательных.
Герои Иристона.
Развитие речи.
Мини-тексты о прославленных военачальниках. Рассказ о Великой Отечественной войне.
Воспоминания ветеранов о войне. Встреча с ветеранами.
Грамматический материал.
Склонение личных местоимений.
Ко Дню Победы. Воспоминания о войне. Вернулся солдат из дальнего похода.
Развитие речи.
Текст об уроженцах Осетии - защитниках Родины. Текст «Æрцыд салдат йæ дард балцæй»
(«Вернулся солдат из дальнего похода») (по М. Цагараеву). Полилог
о подготовке к празднованию Дня Победы.
Грамматический материал.
Модальные слова.
Осетинский язык. Связь языка и истории.
Развитие речи.
Мини-тексты о истории осетинского языка. Полилог «Цы зонæм ирон æвзаджы тыххæй» («Что
знаем об осетинском языке»). Отрывки из докладов школьников о знаменитых учёныхосетиноведах.
Грамматический материал.
Глагольные приставки.
Всеволод Миллер об осетинском языке.
Развитие речи.
Информация об академике Вс.Ф. Миллере. Рассказ учителя о знаменитом учёном. Диалог обсуждение содержания рассказа В.И. Абаева о Вс.Ф. Миллере
Грамматический материал.
Глагольная приставка.
Он из отдельных камней построил башню.
Развитие речи.
Рассказ учителя о В.И. Абаеве. Мини-тексты о работах В.И. Абаева. Отрывок из доклада
школьника о знаменитом учёном.
Грамматический материал.
Глагольные приставки (повторение).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения государственного (осетинского) языка на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод
и
законных
интересов
других
людей,
активное
участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных
на осетинском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на осетинском языке;
готовность
к
разнообразной
совместной
деятельности,
стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и многоконфессиональном обществе, понимание роли государственного (осетинского) языка в
жизни народа, проявление интереса к познанию осетинского языка, к истории и культуре своего
народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к осетинскому языку, к
достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях,
уважение
к
символам
России,
государственным
праздникам,
историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность
оценивать
своё
поведение,
в
том
числе
речевое,
и
поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность
личности
в
условиях
индивидуального
и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций
и
народного
творчества,
стремление
к
самовыражению
в разных видах искусства;
5) физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и эмоционального благополучия:
осознание
ценности
жизни
с
опорой
на
собственный
жизненный
и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе правил безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на осетинском языке,
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе
применения
изучаемого
предметного
знания
и
ознакомления
с
деятельностью
филологов,
журналистов,
писателей,
уважение
к
труду
и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории
образования
и
жизненных
планов
с
учётом
личных
и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения
задач
в
области
окружающей
среды,
планирования
поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать
свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей
среде,
в
том
числе
сформированное
при
знакомстве
с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной
сред,
готовность
к
участию
в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой,
навыками
чтения
как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка
на
осмысление
опыта,
наблюдений,
поступков
и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
9) адаптации
обучающегося
к
изменяющимся
условиям
социальной
и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного
поведения,
форм
социальной
жизни
в
группах
и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность
формулировать
идеи,
понятия,
гипотезы
об
объектах
и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетенций, планировать своё развитие;
умение
оперировать
основными
понятиями,
терминами
и
представлениями
в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
общества
и
экономики,
оценивать
свои
действия
с
учётом
влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать
ситуацию
стресса,
корректировать
принимаемые
решения
и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное
в
сложившейся
ситуации;
быть
готовым
действовать
в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно
выбирать
способ
решения
учебной
задачи
при
работе
с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделённых критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое
и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации
из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в
устной монологической речи и в письменных текстах на осетинском языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать
причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому
речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения;
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
понимать коммуникативную цель говорящего;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов;
сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов, самостоятельно запрашивать
информацию;
переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;
высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание,
повествование, рассуждение), с опорой на ключевые слова, вопросы, план;
зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать
основное содержание текстов;
писать на осетинском языке с учётом изученных правил;
создавать небольшие тексты в соответствии с изученной темой;
писать с опорой на образец личное письмо, выражать пожелания;
осознавать сходство и различие в речевом этикете осетинского и русского народов;
правильно произносить все звуки осетинского языка;
анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, особенности произношения и написания
слова;
определять гармонию гласных звуков в осетинских словах;
учитывать закон сингармонизма при словоизменении и словообразовании;
знать правила постановки ударения в осетинских словах;
определять лексическое значение слова;
выполнять фонетический анализ слова;
различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова;
использовать в речи многозначные, парные, повторяющиеся слова;
опознавать синонимы, антонимы и омонимы, пользоваться ими в собственной речи;
опознавать фразеологизмы и понимать роль фразеологизма в оформлении мыслей и чувств;
использовать в собственной речи фразеологизмы;
использовать необходимую информацию из фразеологического словаря;
различать изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное,
наречие, местоимение);
характеризовать обще-категориальное значение, морфологические признаки
и синтаксическую роль частей речи;
определять принадлежность слова к определённой части речи по его лексико-грамматическому
значению, морфологическим и синтаксическим признакам;

группировать части речи по заданным морфологическим признакам;
распознавать части речи по способу образования;
распознавать и употреблять в речи нарицательные и собственные имена существительные;
изменять имена существительные по падежам и числам;
определять падежные формы существительных и употреблять в речи;
распознавать и употреблять в речи формы принадлежности имен существительных;
осознавать особенности имени прилагательного в осетинском языке
по сравнению с русским языком;
образовывать степени сравнения имен прилагательных, использовать их
в речи;
проводить морфологический анализ существительного и прилагательного;
применять знания и умения по морфологии в практике письма;
распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему значению;
распознавать и называть разряды числительных (количественные, порядковые, разделительные,
собирательные, дробные);
согласовывать в речи и на письме числительные с существительными;
проводить морфологический разбор числительного;
образовывать степени сравнения наречий, использовать их в речи;
образовывать наречия разными способами;
распознавать наречия места, времени, образа действия, меры и степени, причины и цели
употреблять их в речи;
проводить морфологический разбор наречий;
распознавать личные, лично-возвратные, указательные, вопросительные, неопределённые
местоимения;
правильно употреблять местоимения в речи без аффиксов принадлежности
и с аффиксами принадлежности;
изменять местоимения по падежам и числам;
употреблять в речи падежные формы местоимений;
проводить морфологический разбор местоимений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Виды
деятельности

Виды, формы Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
контроля

3

Групповая работа

Устный опрос

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

3

3

Групповая работа

Практическая
работа

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

Куыд пайда кæнæм нæ
рæстæгæй? Цавӕр чингуытӕ
кӕсӕм?

2

2

Работа в парах
Групповая работа

Устный опрос

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

Цы зонæм æмæ цæмæ
арæхсæм?

2

2

Работа в парах
Групповая работа

Практическая
работа

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы

№
п/п

Наименование разделов и Количество часов
тем программы
всего контрольные
работы

1.1.

Дæ бон хорз, скъола! Аныхас
кӕнӕм ахуыры тыххӕй.
Нӕхи цӕттӕ кӕнӕм ирон
ӕвзаджы урокмӕ.

3

1.2.

Ирон æвзаджы урочы.
Цавӕр бӕрӕггӕнӕнтӕ
исӕм?
Мӕ ахуыргӕнӕг, фӕмысын
дӕ арӕх.

1.3.

1.4.

практические
работы

Дата
изучения

https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/
1.5.

Дзурæм Хетæгкаты
Къостайы тыххæй, йӕ царды
фӕндӕгтӕ.

3

3

Индивидуальная
работа.

Устный опрос

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.6.

Цавæр адæймаг уыдис
Къоста?
«Ирон фӕндыр» – нӕ уарзон
чиныг.

3

3

Групповая работа Практическая
Индивидуальная
работа
работа
с
карточками

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.7.

Къоста, сæрыстыр стæм
дæуæй!
Бакӕсӕм, радзурӕм,
ратӕлмац кӕнӕм.

2

2

Работа в парах

Устный опрос

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.8.

Контролон куыст.

1

1.9.

Цы зонӕм, цӕмӕ арӕхсӕм?

1

1

Индивидуальная
работа.

Тестирование

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.

1

https://iron-do.ru/
1.10 Фæззæг, æгас цу!
Сывӕллӕтты ӕххуыс
фӕззыгон куыстыты. Ӕрдз
фӕззыгон.

3

3

Групповая работа
Индивидуальная
работа с
карточками

Устный опрос

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

3

3

Индивидуальная
работа с
карточками

Практическая
работа

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.12 Цы зонӕм, цӕмӕ арӕхсӕм?

1

1

Индивидуальная
работа.

Практическая
работа

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.13 Нӕ рагфыдӕлтӕ. Дзурынц
мæсгуытæ – рагон цауты
ӕвдисӕнтӕ

3

3

Работа в парах

Практическая
работа

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

3

3

Групповая работа

Устный опрос

1. "Осетинский язык" -

1.11

1.14

Бæркадджын, хъӕздыг
фæззæг.
Фӕззӕгӕн зӕгъӕм
фӕндараст!

Цы базыдтам нӕ

Индивидуальная
работа с
карточками

рагфыдӕлты тыххӕй?
Ирыстоны кæмттæ.
Хӕстон фидар.

1.15 Рагон сахар. Хæххон
архитерктурæ.

2

1.16 Контролон куыст.

1

1.17 Цы зонӕм ӕмӕ цӕмӕ
арӕхсӕм?

учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

2

Работа в парах

Устный опрос

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1

1

Работа в парах

Практическая
работа

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.18 Нæ фæллад суадзæм. Куыд
ӕрвыстой зындгонд
адӕймӕгтӕ сӕ рӕстӕг?

2

2

Индивидуальная
работа.

Тестирование

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.19 Алы хъуыддаг дӕр уарзы
лӕмбынӕгдзинад. Куысты

3

3

Работа в парах

Практическая
работа

1. "Осетинский язык" учебные и справочные

1

тагъд кæнын нæ хъæуы.

материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.20 Цы зонæм? Цæмæ арæхсæм?

1

1

Групповая работа Практическая
Индивидуальная
работа
работа
с
карточками

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.21 Зымæгон æрдз.
Къахдзоныгътыл бырын
зоныс? Митын лӕджы зарӕг.

3

3

Работа в парах

Устный опрос

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.22 Карз зымæг

1

1

Работа в парах

Практическая
работа

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.23 Цы зонӕм ӕмӕ цӕмӕ
арӕхсӕм?

1

1

Индивидуальная
работа.

Практическая
работа

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.

https://iron-do.ru/
1.24 Культурӕ. Музейы.

2

2

Групповая работа Устный опрос
Индивидуальная
работа
с
карточками

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.25 А.С. Пушкин Кавказы.

1

1

Работа в парах

Практическая
работа

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.26 Нывкæнынады дунейы.

3

3

Работа в парах

Устный опрос

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.27 Музыкæйы уацары.

2

2

Работа в парах

Практическая
работа

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.28 Цы зонӕм ӕмӕ цӕмӕ
арӕхсӕм?

2

Индивидуальная
работа.

Тестирование

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы

2

https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/
1.29

Сӕ фӕрцы стӕм
ӕдас. Фыдыбæстæ
хъахъхъæнджыты бон.
Фыдыбӕстӕ кӕнӕ мӕлӕт

5

5

Групповая работа Устный опрос
Индивидуальная
работа
с
карточками

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.30 Контролон куыст.

1

1.31 Цы зонæм æмæ цæмæ
арæхсæм?

1

1

Групповая работа Практическая
Индивидуальная
работа
работа
с
карточками

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.32 Мæ уарзон уалдзæг.

3

3

Индивидуальная
работа.

Практическая
работа

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.33 Уалдзæджы мæйты нæмттæ.

2

2

Работа в парах

Практическая
работа

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы

1

https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/
1.34 8 Мартъийы бæрæгбон.

3

3

Групповая работа Устный опрос
Индивидуальная
работа
с
карточками

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.35 Контролон куыст.

1

1.36 Цы зонӕм ӕмӕ цӕмӕ
арӕхсӕм.

1

1

Индивидуальная
работа.

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.37 Уалдзыгон бæрæгбæттæ.

1

1

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.38 Цард фæллойæ фидауы

3

3

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная

1
Устный опрос

среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/
1.39 Цы зонӕм ӕмӕ цӕмӕ
арӕхсӕм?

1

1

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.40 Ирыстоны хъæбатыртæ.

3

3

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.41 Уæлахизы бонмæ. Хӕстон
мысинӕгтӕ. Ӕрцыд салдат
йӕ дард балцӕй.

3

3

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.42 Цы зонӕм ӕмӕ цӕмӕ
арӕхсӕм?

1

1

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.43 Ирон æвзаг. Ӕвзаг ӕмӕ
историйы бастдзинад.

4

4

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.44 Всеволод Миллер ирон
æвзаджы тыххæй.

1

1

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.45 Уый иугай дуртæй самадта
мæсыг.

2

2

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.46 Контролон куыст.

1

1.47 Цы зонӕм ӕмӕ цӕмӕ
арӕхсӕм.

1

1

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

1.48 Æрхæццæ кæнынц
каникултæ!

4

4

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы

1

https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/
1.49 Цы зонӕм ӕмӕ цӕмӕ
арӕхсӕм?

1

1.50 Контролон куыст.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

102

1

1

1. "Осетинский язык" учебные и справочные
материалы
https://ironau.ru/skola.html
2. Цифровая образовательная
среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Дзодзыккаты З.Б. Ирон æвзаг: Ахуыргæнæн чиныг 6 къласæн (ирон æвзаг дыккаг кæмæн у,
уыцы ахуыргæнинæгтæн). – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2021. – 156 ф.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Къорнаты З., Саламаты Л. Дзурæм иронау: Базовый курс осетинского языка Медиа-Полис,
2012.- 336 с.
2. Словари на IRISTON.COM http://slovar.iriston.com/
3. Осетинско-русский словарь https://osetinsko-russkij-slovar.slovaronline.com/
4.Майрамукаева Ф.А. Игровые технологии в обучении осетинскому языку: Методическое пособие
/ Ф.А.Майрамукаева. – Владикавказ: ГБОУ ДПО СОРИПКРО, 2021. – 87 с.;
5. Майрæмыхъуаты Ф.А. Нывмæ гæсгæ куыст ирон æвзаджы урокты: Ахуырадон-методикон
пособи.-Джæуджыхъæу, 2021. – 87 ф.
6.Цгъойты Белла. Ирон-уырыссаг нывджын дзырдуат. – Дзæуджыхъæу: СЕМ, 2019 – 210 ф.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Бæрзæфцæг https://vk.com/barzafcag http://vk.com/wall-33833481_2464
2. http://nslib.tmweb.ru/ Национальная научная библиотека РСО-Алания
3. www.iriston.ru Новости об Осетии, музыка, литература, форум
4. iratta.com Осетинская история, сказки, музыка, фотографии, новости, форум
5. iriston.com История и культура Осетии
6. ossetians.com Сайт об осетинах
7. "Осетинский язык" - учебные и справочные материалы https://ironau.ru/skola.html
8. historyalans.narod.ru Англоязычный сайт: аланы, скифы, фотогалерея
9. baragbonta.ru Барагбонта. НА ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ!
10. mahdug.ru Литературный журнал "Мах дуг"
11. http://aors.narod.ru/ История и культура Осетии
12. http://iratta.com
13. Цифровая образовательная среда осетинского языка.
https://iron-do.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Проведение занятий по дисциплине осуществляется в стандартных учебных классах
общеобразовательных организаций.
В образовательном процессе используются:
 учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, учебная доска;
 интерактивная доска и стационарный или переносной комплекс мультимедийного
оборудования;
 компьютерный класс с выходом в Интернет.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
 учебная доска, интерактивная доска и стационарный или
мультимедийного оборудования;
 компьютерный класс с выходом в Интернет.

переносной

комплекс


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».