родной (осетинский) язык 7 класс

Пояснительная записка
Курс обучения осетинскому языку (как второму) в 7 классе характеризуется личностной
ориентацией языкового образования, реализацией всех основных современных подходов, входящих в
личностно ориентированную парадигму образования: деятельностного, коммуникативного,
социокультурного / поликультурного (обеспечивающего диалог культур), компетентностного,
средоориентированного подходов. Современное общество требует разностороннего развития
личности человека, в том числе его коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в
мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нем. Принципы гуманизации и
демократизации общества самой большой ценностью провозглашают наличие развитой,
образованной личности, способной жить и творить в условиях стремительно меняющегося мира.
Поэтому значение владения несколькими языками, в том числе осетинским, трудно
переоценить. Один из древнейших индоевропейских языков, генетически связанный не только с
иранской, но и славянской, романской и германской языковыми группами, сохранивший огромное
количество общих для этих языков черт, способен облегчить, в том числе, понимание структурных
особенностей других индоевропейских языков, изучаемых в школе.
Обучение осетинскому языку (как второму) в 7 классе должно обеспечивать преемственность с
подготовкой учащихся в 1-6 классах. Данная ступень изучения осетинского языка характеризуется
наличием значительных изменений в развитии школьников. Они уже понимают роль и значение языка
как средства общения в условиях поликультурности современного мира, владеют четырьмя основными
видами речевой деятельности и обладают специальными учебными и общеучебными умениями,
необходимыми для изучения осетинского языка как учебного предмета, а также накопили некоторые
знания о правилах речевого поведения на русском и осетинском языках.
В основной школе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного
процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, большое значение приобретает
формирование учебно-исследовательских умений.
Основная школа является важным звеном, которое соединяет все три ступени общего
образования и обеспечивает преемственность начальной и основной школы, основной школы и
старшей школы. На этой ступени совершенствуются приобретённые ранее знания, навыки и умения,
увеличивается объём используемых учащимися языковых и речевых средств, улучшается качество
практического владения осетинским языком, возрастает степень самостоятельности школьников и их
творческой активности.
Цели курса
Изучение осетинского языка в 7 классе в соответствии со стандартом направлено на
достижение следующих целей:
- развитие и воспитание школьников средствами осетинского языка, в частности: понимание
важности изучения осетинского языка как одного из государственных языков Республики Северная
Осетия-Алания и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и
социальной адаптации;
- создание предпосылок для развития элементарных основ лингвистической компетенции
как важной составляющей коммуникативной компетенции;
- воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания,
стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к
проявлениям иной культуры, лучшее осознание своей собственной культуры.
Общая характеристика курса
В основной средней школе можно условно выделить два этапа обучения: 5—7 классы и 8—9
классы. На первом этапе придаётся большое значение повторению, осознанию и закреплению того,
что было усвоено в начальной школе, а также дальнейшему развитию приобретённых ранее знаний,
умений и навыков.
На втором этапе существенную роль играет помощь учащимся в их самоопределении,

основное внимание уделяется развитию ценностных ориентаций учащихся.
Курс для 7 класса построен на взаимодействии трёх основных содержательных линий:
- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности,
- языковые средства и навыки оперирования ими
- социокультурные знания и умения.
В ходе работы над курсом учащиеся выполняют задания, которые должны создавать условия
для их реального общения на осетинском языке (устное и письменное общение с носителями языка)
или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и проведении этих проектов
должны участвовать все учащиеся, но степень и характер участия могут быть разными.
Особенность данного курса заключается и в том, что он даёт учителю возможность
планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из своих реальных потребностей, то есть не
связывает его.
Рабочая программа предусматривает блочную структуру учебника. Блоки выделяются в
зависимости от основного объекта усвоения и от тематики текстов, формирующих виды речевой
деятельности школьников. Однако деление на блоки достаточно условно, так как их конкретное
содержание дает возможность использовать знания и умения, приобретенные при изучении
предыдущих тем. Внутри блоков наряду с обязательным материалом встречается факультативный (в
виде аутентичных текстов разных жанров, разнообразных заданий), который учитель может
предложить учащимся с более высоким уровнем обученности.
Порядок следования блоков определяется содержанием материала, расположенного по мере
усложнения и необходимости закрепления тех или иных навыков и знаний.
Место курса в учебном плане
Настоящий курс реализуется в течение года. 34 учебные недели в 7 классе (102 часа).
Образовательное учреждение осуществляет выбор форм организации учебно-познавательной
деятельности, а также режим учебной и внеучебной деятельности.
Требования к результатам освоения содержания программы по осетинскому языку
для 7 класса
Личностные результаты:
формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной культуры,
уважения к личности, ценностям семьи;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими
моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
ценностное отношение к своей малой Родине, к традициям, государственной символике РСОАлания;
совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры, а также приобретенных
осетиноязычных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письменной речи и
языковых навыков;
существенное расширение лексического запаса и лингвистического кругозора;
достижение допорогового уровня осетиноязычной коммуникативной компетенции;
осознание возможностей самореализации и самоадаптации средствами осетинского языка;
более глубокое осознание культуры своего народа и готовность к ознакомлению с ней
представителей других стран;
осознание себя гражданином своей страны и мира;
Метапредметные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, культуры, языка своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному развитию науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие
современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции; к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Предметные результаты:
в коммуникативной сфере:
коммуникативная компетенция выпускников (то есть владение осетинским языком как
средством общения), включающая речевую компетенцию в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных
ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение,
просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и
усвоенный лексико-грамматический материал;
участие в полилоге, свободной беседе, обсуждении;
рассказ о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщение кратких сведений о своем городе/селе, о своей республике и стране;
описание событий/явлений, умение передавать основное содержание, основную мысль
прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать
краткую характеристику персонажей;
аудировании:
восприятие на слух и понимание речи учителя, одноклассников;
восприятие на слух и понимание основного содержания кратких, несложных аутентичных
прагматических аудио- и видеотекстов (прогноз погоды, объявление, программа теле- и
радиопередачи и др.), умение выделять для себя значимую информацию и при необходимости
письменно фиксировать еæ;
восприятие на слух и понимание основного содержания несложных аутентичных аудио- и
видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (описание/ сообщение/рассказ),
умение определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;
чтении:
чтение аутентичных текстов разных жанров и стилей, преимущественно с пониманием
основного содержания;
чтение несложных аутентичных текстов разных жанров с полным и точным пониманием
и с использованием различных приæмов смысловой переработки текста (языковой догадки, анализа,
выборочного перевода), умение оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
чтение текста с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
письменной речи:
заполнение анкет;
написание поздравлений, личных писем с опорой на образец: умение расспрашивать адресата
о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы
речевого этикета, принятые в Осетии;
составление плана, тезисов устного или письменного сообщения; краткое изложение
результатов проектной деятельности;
языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
применение правил написания осетинских слов, изученных в основной школе;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков осетинского языка;
соблюдение правильного ударения;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных
коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное);
правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц

(слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
понимание явления многозначности слов осетинского языка, синонимии, антонимии и
лексической сочетаемости;
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических
конструкций осетинского языка;
знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных
глаголов, послелогов, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий,
местоимений, числительных, предлогов);
знание основных различий систем осетинского и русского языков;
социокультурная компетенция:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в Осетии, их
применение в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета
(реплик-клише, наиболее распространæнной оценочной лексики), принятых в Осетии;
знание употребительной фоновой лексики и реалий Осетии, распространæнных образцов
фольклора (считалки, пословицы);
знакомство с образцами художественной литературы;
Основное содержание курса
Предметное содержание речи
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками.
Внешность и характеристика человека.
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка).
Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода, покупки.
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт.
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним.
Переписка со сверстниками. Каникулы в различное время года.
Мир профессий. Проблемы выбора профессии.
Проблемы экологии. Защита окружающей среды.
Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности.
Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
Родная республика, родная страна, мир: географическое положение, культурные особенности
(национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), столицы и крупные города,
достопримечательности, страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Виды речевой деятельности/ Коммуникативные умения
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных
текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с
выборочным пониманием и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от
коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические, научно-популярные, художественные.
Коммуникативные типы текстов: сообщение, рассказ, интервью, личное письмо,
стихотворения, песни.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся
и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичных

текстах, содержащих наряду с изученным также некоторое количество незнакомого материала.
Больший удельный вес занимают тексты, отражающие особенности быта, жизни и в целом культуры
осетинского народа и других народов нашей страны. Время звучания текстов для аудирования - до 2
минут (5-9 кл.).
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
предполагает умение выделить необходимую или интересующую информацию в одном или
нескольких коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время
звучания текстов для аудирования до 1,5 минуты.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных аутентичных
(публицистических, научно-популярных, художественных) текстах, включающих некоторое
количество незнакомых слов, понимание которых осуществляется с опорой на языковую догадку,
данные к тексту комментарии, с использованием, в случае необходимости, двуязычного словаря.
Время звучания текстов для аудирования - до 1 минуты (5-9 кл.).
Говорение
Диалогическая речь
Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к
действию, диалог — обмен мнениями и комбинированные диалоги. Осуществляется дальнейшее
совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании и более разнообразном
языковом оформлении. Объём диалога: 3-4 реплики со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь
Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний учащихся с
использованием основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ
(включающий эмоционально-оценочное суждение), рассуждение (характеристика) с опорой и без
опоры на прочитанный или услышанный текст или заданную коммуникативную ситуацию. Объем
монологического высказывания: 8-10 фраз.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью
проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного
содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с
выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, стихотворение, песня, объявление, рецепт, письмо.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную
сферу учащихся.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных
текстах и предполагает выделение предметного содержания, включающего основные факты,
отражающие, например, особенности быта, жизни, культуры народов республики, региона и страны,
а также других стран и содержащие как изученный материал, так и некоторое количество незнакомых
слов. Максимальный объæм текстов для чтения — 400- 450 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает
умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая
необходима или представляет интерес для учащихся. Объём текста для чтения — до 350 слов.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах,
ориентированных на выделенное предметное содержание и построенных в основном на
изученном языковом материале. Объем текста для чтения — до 250 слов.
Письменная речь
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:
писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания
(объёмом 30—40 слов, включая адрес);
заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни,
делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём- либо). Объём

личного письма — до 100 слов, включая адрес;
писать краткие сочинения (письменные высказывания с элементами описания,
повествования, рассуждения) с опорой на наглядность и без неё. Объём: 140—160 слов.
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова,
план к тексту, словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных
вопросов;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
догадываться о значении незнакомых слов по используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации,
создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации,
извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
работать с источниками: литературой, со справочными материалами, словарями на осетинском
языке;
учебно-исследовательская работа, проектная деятельность: выбор темы исследования,
составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование,
интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного
проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту;
самостоятельная работа учащихся, связанная с рациональной организацией своего труда в
классе и дома и способствующая самостоятельному изучению осетинского языка и культуры Осетии.
Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ слов;
выборочно использовать перевод;
пользоваться двуязычными словарями;
участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Языковые средства
Графика, орфография
Правила чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки
их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Образование множественного числа существительных (корень+т; группа согласных+ы+т
(чередование гласной корня); сонорные+тт; к/ч+ы+т; г/дж+ы+т; æг+т ; - ыг+т; изменения в корне);
- правописание глаголов в пошедшем времени (с суффиксами т, ст, с основой на –-вд, -гъд);
- правописание кратких местоимений (ын/йын, æм/йæм, ыл/йыл);
Фонетическая сторона речи
Различение на слух всех звуков осетинского языка и адекватное их произношение,
соблюдение правильного ударения в словах и фразах. Членение предложений на смысловые
группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений. Дальнейшее
совершенствование слухопроизносительных навыков, в том числе и применительно к новому
языковому материалу.
Лексическая сторона речи
Лексические единицы, обслуживающие новые темы, проблемы и ситуации общения в
пределах тематики основной средней и полной средней школы, в объæме 1000 единиц (включая 400
усвоенных в начальной школе).
Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-

клише речевого этикета.
Основные способы словообразования: а) аффиксация:
существительных c суффиксами -дзинад (хорздзинад,), -ад (дæсныйад), приставкой æм- (æмбал,
æмгар), прилагательных c приставкой æнæ- (æнæниз), отглагольных существительных с суффиксами
–д, -т, ст, -ыд, -ад (рæдийын – рæдыд, уарзын – уарзт), прилагательных с суффиксами –аг (кусаг), -он
(ирон), -джын (зондджын); причастий с суффиксами –д, -т, ст, -ыд, -ад (æхсад, конд, марзт), - æг
(кафæг), -инаг (кусинаг); ; наречия с суффиксом –ау (иронау); деепричастия с суффиксом -гæйæ
(хъазгæйæ);
б) словосложение (разамонæг, ахуыргæнинаг);
в) конверсия (фæткъуы бæлас)
г) интернациональные слова (грамматикæ, планетæ, лагерь).
Грамматическая сторона речи
Дальнейшее расширение объема значений грамматических средств, изученных ранее, и
знакомство с новыми грамматическими явлениями.
Морфология
Существительное: образование множественного числа, абстрактные существительные
Прилагательные: сравнительная степень прилагательного (суф.-дæр), превосходная степень
прилагательного (тæккæ, æппæты),
Числительное: количественные (простые, сложные, составные); их употребление с
существительными (существительные в ед.ч.род.п.и др.); порядковые числительные (фыццаг), их
образование: суффиксы –аг, -æм, -æгæм; разделительные числительные (суффикс –гай); их
употребление с существительными (мн.ч.);
Местоимение: краткая форма местоимений; падежные значения, место в предложении,
возвратные местоимения: мæхи, дæхи,…мæхæдæг… их значения, особенности употребления,
определенные местоимения алчи, алчидæр, алцы, алцыдæр), неопределенные местоимения (чидæр,
цыдæр), определение-местоимение; значение (притяжательное), место в предложении; отрицательные
местоимения ничи, ницы; их место в предложении; склонение местоимений; падежные значения,
место в предложении.
Наречие: местоименные наречия уым, уæд, уырдæм, уырдыгæй, ам, ардæм, ардыгæй; наречия
на –ау; отрицательные местоименные наречия никуы,никæд, никæдæм; их значения и место в
предложении;
Глагол: сложная форма глагола (цæугæ кæнын), личные окончания глаголов в будущем
времени, образование формы прошедшего времени, причастия на –д, -т, ст, -ыд, -ад,
вспомогательный глагол «уæвын» в прошедшем времени, вспомогательный глагол «вæййын»,
глагольные приставки (а-, ба-, ра-, æр-, æрба-, с-, ны-, фæ-), и их значения; глаголы со значением
многократного действия (фæцæуы); глаголы со значением незавершенного действия (фæцæйцыдис);
причастия настоящего времени на –аг, -æг; причастия будущего времени с суф. –инаг, их значения,
употребление с существительным; деепричастия с суффиксом –гæйæ; Спряжение глагола в
желательном наклонении (настоящее время, прошедшее время); значения, выражаемые глаголом;
спряжение глагола в условном наклонении; значения, выражаемые глаголом;
Предлог: æнæ
Послелоги: тыххæй; бын, раз, гæсгæ, фæстæ, сæр, бæрц (уыйбæрц), руаджы, йеддæмæ, æхсæн,
хæстæг, хуызæн, уæлдай, мидæг, онг, æрдæм, фæстæмæ, дæргъы
Союзы: æмæ в вопросительном предложении в значении «а» (æмæ ды та?); разделительные
союзы : кæнæ, куы-куы, кæнæ-кæнæ; значения союзов, место в предложении; фæлæ, та.
Частицы: частица –иу (многократность действия: ацыди-иу), побуждение к действию в
будущем (ацу-иу); частица –ма (рауай-ма), значение, место в предложении; мæнæ, цæй, цæй æмæ,
суанг, æцæг, раст зæгъгæйæ, хъыгагæн, æнæмæнг, иу дзырдæй; отрицательные частицы нæ, нæма,
нал, ма; хъуамæ.
Модальные слова: фæнды, хъæуы; значения, особенности употребления с существительными и
местоимениями.
Синтаксис
Простые двусоставные предложения утвердительные: составное именное сказуемое с
глаголом «уæвын» в настоящем времени (æз дæн); место вспомогательного глагола в предложении;

составное именное сказуемое с глаголом «уæвын» в будущем времени; место вспомогательного
глагола в предложении; дополнения – существительные в косвенных падежах; значения падежей;
дополнения – краткие и полные местоимения; склонение местоимений; определение-прилагательное,
место в предложении (перед определяемым словом), особенности употребления (неизменяемая
форма); обстоятельства: существительное в родительном падеже, существительное в
уподобительном падеже.
Простые двусоставные предложения отрицательные: отрицательные частицы «нæ», «нæма»,
«нал»; их значения и место в предложении; выражение возможности/невозможности действия: глагол
с суф.-æн+ ис/нæй (зæгъæн ис, зæгъæн нæй).
Простые двусоставные предложения вопросительные со сказуемым-глаголом в изъявительном
наклонении: вопросительные слова чи? цы? кæм? кæд? кæдæм? кæцæй? цал? цас?; цæмæн? цæй
тыххæй?; место вопросительного слова в предложении; союз æви
Побудительные предложения: сказуемые - простые глаголы в повелительном наклонении;
сказуемые- сложные глаголы в повелительном наклонении.
Простые двусоставные и односоставные предложения со сказуемым-глаголом в желательном
наклонении (бæллиццаг здæхæн).
Простые двусоставные и односоставные предложения со сказуемым-глаголом в условном
наклонении (бадзырдон здæхæн).
Способы выражения побуждения к действию 3 лица: 1) повелительное наклонение; 2) уадз
æмæ+глагол в условном наклонении (цæуа, цæуой)
Простые двусоставные и односоставные предложения с однородными членами:
соединительные союзы: æмæ, дæр, дæр-дæр, нæдæр – нæдæр; значения союзов, место в предложении;
Сложносочиненные предложения с соединительными отношениями (союзы), особенности
словопорядка (æмæ и др. союзы между простыми предложениями, та – внутри второго простого
предложения).
Сложносочиненные предложения с противительными отношениями (союзы), особенности
словопорядка.
Сложносочиненные предложения с разделительными отношениями (союзы), особенности
словопорядка.
Сложноподчиненные предложения : с придаточным времени (куы-уæд); с придаточным места
(кæм – уым); с придаточным изъяснительным (кæй – уый); с придаточным определительным (чи –
уыцы); с придаточным цели (цæмæй- уымæн, уый тыххæй æмæ); с придаточным причины (кæй –
уый тыххæй; уымæн æмæ); с придаточным уступки (кæд – уæддæр); с придаточным образа действия
(афтæ-цыма,, куыд – афтæ); с придаточным условным (кæд – уæд).
Социокультурные знания и умения
Учащиеся совершенствуют свои умения осуществлять межличностное и межкультурное
общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей республики, региона и
страны, полученные на уроках осетинского языка и в процессе изучения других предметов (знания
межпредметного характера).
Они овладевают знаниями:
о месте осетинского языка среди других языков мира;
о наиболее употребительной тематической фоновой лексике и реалиях при изучении учебных тем
(традиции, питание, проведении выходных дней, основные национальные праздники, этикетные
особенности и др.);
о социокультурном портрете и культурном наследии Осетии;
о различиях в речевом этикете в ситуациях формального и неформального общения в рамках
изучаемых предметов речи.
Предусматривается также овладение умениями:
адекватного речевого и неречевого поведения в распространæнных ситуациях бытовой, учебнотрудовой, социокультурной/межкультурной сфер общения;

представления родной республики и ее культуры на осетинском языке.
Краткая характеристика курса
Представленный курс составлен на основе основополагающих документов современного
российского образования: федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного Министерством науки и образования РФ 17 декабря 2010 г.,
приказ №1897 (в редакции от 29.12.2014г.), федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, утвержденного Министерством науки и образования РФ 17
мая 2012 г, приказ №,413 (с изменениями на 29 июня 2017 г.), примерной программе по осетинскому
языку (как второму) для основного общего образования. Это изначально обеспечивает полное
соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных
документов.
Главные цели курса для 7 класса соответствуют целям, зафиксированным в стандартах
основного общего образования - формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся
в совокупности еæ составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебнопознавательной. Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся,
развитии готовности к самообразованию, универсальных учебных действий, владении ключевыми
компетенциями, а также на развитии и воспитании потребности школьников пользоваться
осетинским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
развитии национального самосознания, стремлении к взаимопониманию между людьми разных
культур и сообществ.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений.
Программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативнокогнитивный, личностно ориентированный и деятельностный.
При создании программы учитывались и психологические особенности данной возрастной
группы учащихся. Это нашло отражение в выборе текстов, форме заданий, видах работы,
методическом аппарате.
Ниже прилагается тематическое планирование для 7 класса по учебнику
«Осетинский язык (как второй). 7 класс»
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного предмета «Осетинский язык» (как второй)
Книгопечатная продукция
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Учебник: Бибаева М.В. «Осетинский язык (как второй)» 7 класс.
Примерная программа по осетинскому языку (как второму)
Книга для учителя к УМК «Осетинский язык (как второй)» для 7 класса
Электронный учебник «Осетинский язык (как второй)» для 7 класса
Аудиоматериалы к УМК «Осетинский язык (как второй)» для 7 класса
Осетинско-русские и русско-осетинские словари
Технические средства обучения и оборудование кабинета
Интерактивная доска (Экспозиционный экран)
Ноутбук
Мультимедийный проектор
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок
Стенд для размещения творческих работ учащихся
Стол учительский с тумбой
Ученические столы 2-местные с комплектом ст

Тематическое планирование
7класс
№
Название темы
урока
1-3
Сæрдыгон
каникултæ

4-6

Уазæгуаты нанамæ

7-9

Цы зонæм æмæ
цæмæ арæхсæм

10-15 Не скъола

Содержание

Характеристика видов деятельности

Воспоминания о лете.
Обмен впечатлениями об ушедшем
летеи летних каникулах.
Повторение
Настоящее и будущее время глагола
Спряжение глаголов настоящего
времени. Антонимы. Синонимы.
Ед.и мн.число существительных
Текст «В гостях у бабушки в селе»
Словарный диктант Грамматический
материал:
яГлаголы переходные и непереходные.
Прошедшее время глагола
Задания, направленные на контроль
усвоения лексического материала,
умения вести в парах диалограсспрос, контроль умений и навыков
чтения и монологической речи по
теме главы
Новый учебный год- новые успехи режим
дня.
Мои школьные друзья
Новые предметы- новые знания
Грамматический материал:
Причастие настоящего
времени.Повторение
Времена глагола.
Однозначные и многозначные слова

Рассказывать о своих летних каникулах. Расспрашивать
собеседника о лете.
Выслушивать сообщение собеседника. Понимать основное
содержание сообщений инебольших по объему диалогов.
Писать личное письмо по образцу.

Выделить основную мысль в воспринимаемом на слухтексте.
Читать тексты с полным пониманием. Выражать свое мнение
о прочитанном.Систематизировать лексику по теме «Летние
каникулы».
Выполнять упражнения на активизацию изученнойлексики и
грамматического материала.
Систематизировать знания об образовании формы прошедшего времени
глаголов.
Написать словарный диктант.
Вести диалог по теме.
Делать краткое сообщение по теме.
Читать тексты с пониманием основного содержания.Делать
короткие поздравления.
Восприятие текста на слух и передавать содержание сопорой на
лексический материал.
Использовать лексику по теме «Школа».
Читать текст, отвечать на вопросы к тексту. Слушать текст
в записи на диске.
Выполнять тестовые задания с целью проверкипонимания
услышанного.
Слушать текст с опорой на рисунок.

17-21 Къоста – Ирыстоны
хъæбул

Коста – славный сын Осетии. КостапоэтКоста- художник
15 октября - любимый праздник народа
Цитаты о значении творчества Коста,
диалоги „Впервые в Осетии“, «В
Наре» (обмен мнениями, знакомство
друг с другом )
Текст «Коста-художник»
Грамматический
материал:Повторение
Им.существительные с суффиксом–
дзинад, Образование прилагательных с
помощьюсуффикса –джын,
числительных с помощью суффикса гай

Высказывать свое мнение по прочитанному
Осмысливать фонетические и словообразовательныеособенности
числительных и собственных существительных. Продолжить
предложения по прослушанному текстуСистематизировать лексику
по теме «Коста – славный сын Осетии»
Читать текст, отвечать на вопросы к тексту. Инсценировать диалоги в
ситуации «Праздник в Наре»Обмениваться информацией по теме
урока. Переводить на русский (осетинский ) язык предложения.
Читать диалог по ролям, преобразовать в монолог и рассказать.
Составлять вопросы к предложениям. Передавать
основное содержание текста.
Описывать картину с опорой на вопросы и лексическийматериал.
Понимать основное содержание сообщений и небольшихпо объему
диалогов.

22-24 Афæдзы афонтæ

Золотая осеньОсенний двор
Кочысаты М. «Хатгай ма хуры цӕст».
Определенные и неопределенные
Грамматический материал:
Личные
местоимения
Фразеологизмы

Слушать, читать ,передавать основное содержание.Читать пословицы,
дополнить своими вариантами. Выписывать предложения-описания
картины. Вводить лексику по теме «Золотая осень».
Выделять основную мысль в воспринимаемом на слухтексте.
Отвечать на вопросы по содержанию текста. Составлять
предложения, выбирая нужную грамматическую форму.
Составлять план текста.
Пересказ текста с опорой на план.
Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в
целом, восполнять пропуски подходящими по смыслу словами.
Читать текст и определить содержание прочитанного.
Читать и переводить пословицы, дополнять пословицами об осени.
Переписывать предложения, которые описывают осень
Прослушать и прочитать.
Определить главных героев рассказа
Переводить предложения, опираясь на изученную лексику
Воспринимать на слух текст и отвечать на вопросы.
Выполнять тестовые задания, выбирать правильный ответ.
Читать текст и составлять план текста.
Пересказывать текст с опорой на план

25-27 Фæззæджы
ахорæнтæ

Настала осени пора… Осенняя сказка.
Дары осени
Текст «Осень»
Аудиотекст «Хур бӕлас»
Грамматический
материал
Сложноподчиненное
предложение с
придаточным
времени (куы-уæд)

28-32 Ирыстон – нæ
райгуырæн бæстæ

Кайтуков Геор «Райгуырӕн бӕстӕ»
Уарзын дӕ, Ирыстон
Ивгъуыды бӕлас
Грамматический
материалГлагольные
приставки
а-,ба- Повторение
Глаголы
наст.,прош,буд.времени
Ед.,мн.число существительных.
Фразеологизмы:цӕсты
фӕныкъуылдмӕ,сӕрмӕ хӕссын,зӕххыл
абадын
Степени сравнения
прилагательныхЖелательное
наклонение глагола

33-36 Нæ фыдæлты кад

Славные деяния наших предков;
сторожевые башни и крепости;
прошлоеОсетии; исторические
памятники; святилища: роща Хетага.
Грамматический материал
Глагольны приставки ӕр- ,ра-,
Повторение
Гл.члены предложения
Предложения по цели
высказывания Вспоминать
спряжение переходных и
непереходных глаголов в
прошедшемвремени; будущем
времени Многозначные слова

Читать тексты с пропусками, соблюдая правильноеударение в
словах и фразах, интонацию в целом.
Вести беседу в ситуации « Знаем свои историю». Понимать основное
содержание текста и отвечать навопросы по содержанию
прослушанного.
Тренироваться в фонетических зарядках.
Восполнять пропуски подходящими по смыслу словами.Отвечать на
вопросы к текстам.
Составлять логические цепочки по теме.
Выполнять упражнения, нацеленные на правильноеупотребление
глагольных приставок
Воспринимать текст на слух, отвечать на вопросы. Выражать свое
мнение о прочитанном.
Узнавать, воспроизводить и употреблять в письменноми устном
тексте, а также в устной речи лексическиеединицы, обслуживающие
ситуации общения по теме
«Осетия».
Читать текст с полным пониманием содержания.
Читать текст с пониманием основного содержания.Тренироваться
в фонетических зарядках.
Отвечать на вопросы к текстам.
Составлять план текста с использованиемвопросительных предложений.
Рассказывать об исторических памятниках Переводить
предложения на историческую тему. Заменять выделенные
слова антонимами.
Составлять монологический текст, преобразовываядиалог.
Воспринимать на слух текст и отвечать на вопросы. Заполнять
таблицу, используя текст.
Составлять простые и сложные предложения из данныхслов и
словосочетаний.
Переводить предложения, пользуясь изученнойлексикой.
Выбирать правильный вариант ответа.
Рассказывать об иторических памятниках с опорой наизученную лексику
и грамматику.

37-41 Ирыстоны ивгъуыд

Прошлое Осетии; исторические
памятники; святилища: Реком
Дзывгъисы кувæндон Грамматический
материал Глагольнеы приставки ны-,сПовторение:
Антонимы и синонимы.

40-42 Уазæгуаты ивгъуыдмæ Афоризмы Анахарсиса
Аудиотекст «Дзлаты мæсыг»
Грамматический материал
Глагольнеы приставки ӕрба-,фӕПовторение
Образование прошедшего
времениглагола
Морфемный разбор слов
Собственные имена существительные

43-45 Цæрæгойты дуне

Мир животных: чудеса природы;
хитраябелка; животные – друзья
человека.
Грамматический
материалПовторение
Омонимы Антонимы
46-48 Цæрæгойты диссæгтæ Мини-тексты о животных
Интересные факты из жизни
животныхГрамматический материал
Повторение
Повелительное наклонение глагола
Глагольные приставки, их значения

Выбирать правильный вариант ответа.
Систематизировать лексику по теме
Узнавать, воспроизводить и употреблять в письменном и устном тексте,
а также в устной речи лексическиеединицы, обслуживающие ситуации
общения по теме урока.
Тренироваться в фонетических зарядках.
Читать текст и восполнять пропуски подходящими по смыслу
словами.
Отвечать на вопросы к текстам.
Читать текст с пропусками и придумывать к немузаголовок.
Составлять логические цепочки по теме.
Читать текст и составлять план текста. Тренироваться в фонетических
зарядках. Давать оценку прочитанному.
Отвечать на вопросы по теме. Рассказывать о святилищах Осетии.
Дополнять диалог репликами.
Составлять диалог на основе прочитанного
Выполнять тестовые задания с целью проверкипонимания услышанного.
Употреблять в речи глаголы прошедшего времени. Переводить
предложения с использованием изученной лексики.
Заполнять пропуски в предложениях на основе текста. Расширять
диалоги, добавляя лексику по теме (новую лексику).
Слушать стихотворение в записи и повторять задиктором обращать
внимание на интонацию.
Прослушать и прочитать текст.
Воспринимать на слух небольшой по объæму текст сопорой на
рисунок.
Высказывать свое мнение по прочитанному
Слушать стихотворение в записи, обращать вниманиена интонацию
Прочитать, определить основную мысль. Повторять лексику и
грамматику по теме главы
Читать текст с пониманием основного содержания. Отвечать на вопросы
по содержанию прочитанного,используя информацию из текста
Находить в тексте нужную информацию и выписывать ее.

49-51 Куыст – царды
бындур

52-54 Цы зонæм æмæ
цæмæ арæхсæм

Пословицы о труде
Текст о
труде
Диалоги
Аудиоматериал. Разбор лексики.

Читать текст с полным пониманием содержания.
Читать текст с пониманием основного содержания.
Тренироваться в фонетических зарядках.
Высказывать свою точку зрения,отвечая на вопростекста.
Рассказать текст ,опираясь на план...
Читать текст и восполнять пропуски подходящими по смыслу словами.
Отвечать на вопросы к текстам. Использовать послелоги
Составлять план текста
Составлять логические цепочки по теме.
Вспоминать антонимы из ранее изученной лексики и
заменять ими данные слова.
Текст с пропусками. Контроль
Рассказывать о картине.
Вести диалог о досуге .
усвоения лексики:
Рассказывать о членах семьи.
1.Задания на систематизацию
Переводить предложения на тему зимней природы.
лексики
Выполнять упражнения, нацеленные на правильное употребление
2.Подбор антонимов вместо
падежных окончаний существительных. Пересказывать с опорой на
пропусков.
текст.
3.Упражнение на употребление
Заменять выделенные слова антонимами.
личных форм глагола прошедшего
Составлять монологический текст, преобразовываядиалог.
времени
Воспринимать на слух текст и отвечать на вопросы.
Дополнение предложений,
правильноиспользуя предложенные Заполнять таблицу, используя текст.
Составлять простые и сложные предложения из данныхслов и
варианты.
словосочетаний.
Текст «Хæххон стъалы»
Работа по картине. Составление плана Соотносить словосочетания с данными
морфологическими схемами.
текста.
Заполнять
пропуски в предложениях, пользуясьизученной
Аудиоматериал .
лексикой.
Рассказ о себе по предложенному
Переводить
предложения, пользуясь
изученнойлексикой.
образцу.
Выбирать правильный вариант ответа.
Список лексики по теме «Досуг»
Описывать картину, используя материал текста
Диалог.
.
Подстановочное упражнение и
упражнение с пропусками
Грамматика
Спряжение глагола.
Значение глагоьных приставок.
Послелоги размæ,сæрмæ Повторение
Количественные числительные

55-57 Радзурæм нæхи
тыххæй

58-61 Кавказ

Аудиоматериал. Составление диалога по
тексту. Дополнение диалога.
Прослушивание текста «Чысылуæлахиз».
Составление плана текста.
Групповая работа по описанию картины.
Прослушивание диалога «Фæсурокты»
Выразительное чтение по ролям.
Упражнение,нацеленное на тренировку в
употреблении синонимичных слов
Грамматика
Повторение пройденного
материалаПовторение
Желательное наклонение
глагола.Прослушивание
Аудиоматериал.
Презентация новой лексики по
контексту. Новая лексика по теме с
примерами. Текст «Ирыстоны æрдз»
Памятка об образовании, употреблении
отрицательных местоимений.
Упражнение, нацеленное на тренировку
вупотреблении правильной формы
отрицательных местоимений.
Текст «Кавказ». Ситуации : «Ты
готовишься к путешествию.Где ты
хочешь побывать ипочему?» ,
«Расспросить экскурсовода». Текст
«Хæхты зæлтæ». Выбор правильного
ответа на основепрочитанного текста
Памятка о порядке слов в предложениях
с отрицательными местоимениями
Грамматика
Повторение пройденного материала .
Отрицательные местоимения при
глаголах повелительного наклонения.
Подчинительные союзы уымæн æмæ;
уымæ гæсгæ

Читать текст и составлять план текста.
Читать текст с пониманием основного содержания.
Тренироваться в фонетических зарядках.
Рассказывать основную мысль текста. Вспоминать ранее изученную
лексику. Давать оценку прочитанному. Отвечать на вопросы по
теме. Дополнять диалог репликами.
Выполнять упражнения, нацеленные на правильное употребление
личных окончаний глаголов желательного наклонения.
Выбирать правильный вариант ответа с опорой на текст.
Переводить предложения с использованием изученной лексики.
Пересказывать с опорой на текст.
Определять по данным словосочетаниям содержание текста.
Заполнять таблицу на основе текста.
Заполнять пропуски в предложениях на основе текста.
Читать текст с полным пониманием содержания.
Читать текст с пониманием основного содержания.
Тренироваться в фонетических зарядках. Отвечать на вопросы по
содержанию текста. Пересказывать с опорой на текст.
Находить антонимы в данной группе слов.
Пересказывать текст.
Задавать вопросы собеседнику с опорой на текст.
Рассказывать природе своего края, используя в речиотрицательные
местоимеения
Преобразовывать диалог в монолог.
Составлять предложения из данных слов.
Составлять сложноподчиненные предложения из простых предложений.
Выполнять упражнения, нацеленные на употребление
новой лексики.
Составлять связный текст с использованием опорныхсловосочетаний.
Заполнять пропуски в предложениях на основе текста. Составлять
диалог, используя данные вопросительныепредложения.
Делить текст на абзацы.
Да вать оглавления абзацам текста.

62-64 Ирыстоны æрдз

65-67

68-69 Уæрæсе

Поэтические тексты «Суадон», «Адæймаг
–æрдзы хай». Тексты «Ирыстоныл балц»,
«Цъæйы цъити»
Грамматика: Частицы ма и нæ.
Прилагательные, образованные
суффиксальным способом.
Глаголы с отрицательными частицами
Повторение: Степени сравнения
прилагательных Глаголы повелительного
наклонения
«Бахъахъхъæнæм æрдз»,
Аудиотекст «Терк-Кавказы
фидауц». Чтение диалога по ролям.
Памятка о значении и употреблении
отрицательных частиц.
Грамматика
Прилагательные, образованные
суффиксальным способом.
Повторение
Степени сравнения прилагательных
Глаголы повелительного наклонения
Подчинительные союзы уымæн æмæ;
уымæ гæсгæ

Текст «Уæрæсе».
Составление ответов на вопросы
припомощи географической карты.
Дополнение
предложений Перевод
словосочетаний.
Грамматика
Сложные
слова
Повторение
Вводные слова и словосочетания:

Читать текст с полным пониманием содержания.
Читать текст с пониманием основного содержания.
Тренироваться в фонетических зарядках.
Отвечать на вопросы, нацеленные на употреблениеновой лексики.
Сравнивать проблемы пожилых людей нашей страны спроблемами
пожилых людей Японии.
Переводить предложения, пользуясь изученной лексикой.

Дополнять диалог репликами.
Заменять простые предложения сложно подчиненными.Выписывать из
текста словосочетания по заданным морфологическим схемам.
Находить в тексте нужную информацию и выписывать ее.
Обосновывать своæ мнение, используя фразы-клишеТренироваться в
употреблении частицы ма в речи. Тренироваться в употреблении
послелога размæ. Изучать памятки о значении и употреблении
глагольных приставок.
Тренироваться в употреблении глаголов повелительного наклонения
Составлять предложения из данных слов. Соотносить части сложных
предложений. Составлять развæрнутый и сжатый план текста..
Выбирать пословицы, связанные по смыслу с темой.
Находить в тексте контекстуальные антонимы. Составлять минидиалоги в заданных речевыхситуациях. Пересказывать текст.
Заменять содержание диалога другим. Составлять небольшие
информативные тексты по заданной теме, опираясь на изученную лексику.
Читать текст с полным пониманием.
Читать текст с пониманием основного содержания.
Тренироваться в фонетических зарядках.
Воспринимать на слух текст, подставляя нужные слова.
Отвечать на вопросы текста.
Составлять связный текст, используя опорные
словосочетания.
Находить в тексте сложные слова..
Составлять словосочетания из данных слов.

фыццаджыдæр,дыккаджыдæр
Бессоюзные сложные предложения.
Преобразование БСС в ССП

70-72

Райгуырæн бæстæйы
сæраппонд

Записывать предложения, подставляя нужные слова.
Находить в тексте нужные предложения.
Выделять предложения, соответствующие содержанию
текста.
Рассказывать о достопримечательностях России и
Кавказа
Тренироваться в употреблении новой лексики.
Выстраивать алгоритм текста..
Составлять план текста.
Преобразовывать монолог в диалог.
Беседовать с собеседником на заданную тему.
Определять общую тему данных словосочетаний.
Дополнять диалог репликами.
Высказывать своæ мнение о прочитанном.
Повторять ранее изученную лексику.
Переводить словосочетания.
Выполнять тестовые задания, выбирать правильный
ответ.
Тексты «Кавказ-зæххон цивилизацийы
Читать текст с полным пониманием содержания.
Читать текст и восполнять пропуски подходящими по
артдзæст», «Задалесчъы Нана»
Аудиотекст «Райгуырæн бæсты сæрвæлтау» смыслу словами.
Самостоятельно
определять значения слов по
.
контексту.
Составление вопросительных
предложений со словами цы? кæй? цæй? Выстраивать правильный алгоритм текста.
Составлять план текста и пересказывать текст по плану.
цавæр?цæмæн?кæм?
Дополнять предложения нужными словами.
Составление диалога.
Тренироваться в правильном употреблении окончаний
Дополнение диалога на основе
глаголов в речи.
прочитанного текста.
Вспоминать спряжение переходных и непереходных
Дополнение предложений .
Упражнение на перевод словосочетания. глаголов в прошедшем времени; настоящем времени.
Тренироваться в правильном употреблении переходных
Памятка о простых предложениях.
и непереходных глаголов в прошедшем времени и
Грамматика
Мивдисджыты вазыгджын формæтæ,
глаголов настоящего времени.

личные формы глаголов настоящего
времени
Повторение
Спряжение глаголов в настоящем
времени

73-78

Бæстæ райхъал ис –
ралæууыд уалдзæг

79-83

Спорт

Тексты. «Зимняя природа», « Природа
проснулась», «Зæххы лæвæрттæ»,
«Æдылы къоппа», «Æрдзы диссæгтæ».
Заполнение таблицы .
Дополнение диалога .
Текст с пропусками. Контроль усвоения
лексики.
Памятка о каузативной форме глагола.
Грамматика
Значение глагольных приставок.
Повторение.
Построение сложных предложений.
Презентация новой лексики.
Тексты «Чысиаты Гæси», « Хъаныхъуаты
Бола», «Спортивон хъæзтытæ»
Прослушивание аудиоматериала.
Выбор правильного варианта ответа на
основе прочитанного текста.
Дополнение пропусков таблицы.
Диалог .
Составление диалога на основе текста.
Памятка о полных и кратких формах

Строить диалоги в заданных речевых ситуациях
Исправлять
предложения
в
соответствии
с
содержанием текста.
Дополнять диалог репликами.
Выполнять упражнения, нацеленные на правильное
употребление глагольных форм
Воспринимать на слух текст и отвечать на
поставленный вопрос.
Воспринимать на слух текст , сравнивать его с печатным
текстом, находить различия.
Преобразовывать диалог в монолог.
Читать текст с полным пониманием содержания.
Тренироваться в фонетических зарядках.
Отвечать на вопросы, нацеленные на употребление
новой лексики.
Заменять простые предложения сложноподчинæнными
Находить в тексте нужную информацию и выписывать
ее.
Составлять предложения из данных слов.
Находить в тексте синонимы.
Пересказывать текст.
Составлять небольшие информативные тексты по
заданной теме, опираясь на изученную лексику.
Читать текст с полным пониманием содержания.
Читать текст с пониманием основного содержания.
Тренироваться в фонетических зарядках.
Отвечать на вопросы, нацеленные на употребление
новой лексики.
Переводить
предложения, пользуясь
изученной
лексикой.
Дополнять диалог репликами.
Заменять простые предложения сложноподчинæнными.
Находить в тексте нужную информацию и выписывать

личных местоимений единственного
числа.
Грамматика.
Сочинительные союзы в ССП.
.Противительны союзы.
Повторение.
Склонение кратких форм личных
местоимений.

ее.
Изучать памятки о значении и употреблении
противительных союзов.
Тренироваться в употреблении ССП в речи.
Тренироваться в употреблении вводных слов и
словосочетаний
Составлять предложения из данных слов.
Соотносить части сложных предложений..
Составлять небольшие информативные тексты по
заданной теме, опираясь на изученную лексику..
Читать текст с полным пониманием содержания.
Тренироваться в фонетических зарядках.
Высказывать свою точку зрения, отвечая на вопрос
текста.
Читать диалог и восполнять пропуски подходящими по
смыслу словами.
Отвечать на вопросы к текстам.
Составлять вопросы к тексту.
Вести диалог о путешествиях по интересным местам .
Составлять монологический текст, преобразовывая
диалог.
Воспринимать на слух текст и отвечать на вопросы.
Заполнять таблицу, используя текст.
Заполнять
пропуски в предложениях, пользуясь
изученной лексикой.
Переводить
предложения, пользуясь
изученной
лексикой.
Выбирать правильный вариант ответа.
Читать текст с полным пониманием содержания.
Читать текст с пониманием основного содержания.
Тренироваться в фонетических зарядках.
Высказывать свою точку зрения, отвечая на вопрос

84-87

Балц дунейыл

Тексты «Ватиканы паддзахад», «Фурдты
дуне», «Географийы урочы»
«Мысираг фараонты пирамидæтæ».
Дополнение предложений по тексту.
Состаление плана к тексту.
Ролевые игры.Чтение диалога по ролям.
Продолжить диалог на основе текста.
Прослушиванеи аудиоматериала.
Задание,направленное на описание
изображенных на рисунках предметов.
Слова и словосочетания для
монологического высказывания.
Грамматика:
Повторение: ССПс противительным
союзом фæлæ

88-91

Уалдзыгон
бæрæгбæттæ

Тексты «Майы бæрæгбон»,
«Фыццæгæм майфæллой,уалдзæг,сæрибардзинады
бæрæгбон»

Новая лексика по теме.
Заполнение таблицы.
Чтение диалога и пересказ.
Перевод словосочетаний.
Грамматика :
Наклонения глагола.
Повторение :
Образование множественного числа
существительного.

92-95

Бæлас къалиутæй
фидауы, адæймаг –
куыстæй

96-98

Цы зонæм æмæ
цæмæ арæхсæм

текста.
Рассказать текст ,опираясь на план...
Читать текст и восполнять пропуски подходящими по
смыслу словами.
Отвечать на вопросы к текстам.
Составлять план текста
Выполнять упражнения, нацеленные на правильное
употребление единственного и множественного числа
существительных.
Составлять монологический текст
Воспринимать на слух текст и отвечать на вопросы.
Заполнять
пропуски в предложениях, пользуясь
изученной лексикой.
Переводить
предложения, пользуясь
изученной
лексикой.
Тексты «Дæсныйæдтæй ахсджиагдæр
Читать текст с пониманием основного содержания.
Тренироваться в фонетических зарядках.
кæцы у ?» , «Тугъанты Махарбег»,
Читать текст и восполнять пропуски подходящими по
«Дунейы артист».
смыслу словами.
Заполнение таблицы.
Пересказ с заменой первого лица третьимс Отвечать на вопросы к текстам.
Выполнять упражнения, нацеленные на правильное
глаголами настоящего времени
употребление падежных окончаний местоимений.
Грамматика:
Воспринимать на слух текст и отвечать на вопросы.
Морфемы слов.
Заполнять таблицу, используя текст.
Однокоренные слова.
Заполнять
пропуски в предложениях, пользуясь
Повторение
изученной лексикой.
Спряжение глагола « уæвын» в
Переводить
предложения, пользуясь
изученной
настоящем времени
лексикой.
Склонение личных местоимений
Выбирать правильный вариант ответа.
Упражнения на повторение пройденного Узнавать, воспроизводить и употреблять в письменноми
лексического и грамматического
устном тексте, а также в устной речи лексические
материала
единицы,
обслуживающие ситуации общения по
пройденным темам


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».