родной (осетинский)язык 8 класс

Пояснительная записка
Курс обучения осетинскому языку (как второму) в 8 классе характеризуется личностной
ориентацией языкового образования, реализацией всех основных современных подходов,
входящих в личностно ориентированную парадигму образования: деятельностного,
коммуникативного, социокультурного / поликультурного (обеспечивающего диалог культур),
компетентностного, средоориентированного подходов. Современное общество требует
разностороннего развития личности человека, в том числе его коммуникативных
способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно
функционировать в нем. Принципы гуманизации и демократизации общества самой большой
ценностью провозглашают наличие развитой, образованной личности, способной жить и творить
в условиях стремительно меняющегося мира.
Поэтому значение владения несколькими языками, в том числе осетинским, трудно
переоценить. Один из древнейших индоевропейских языков, генетически связанный не только с
иранской, но и славянской, романской и германской языковыми группами, сохранивший
огромное количество общих для этих языков черт, способен облегчить, в том числе, понимание
структурных особенностей других индоевропейских языков, изучаемых в школе.
Обучение осетинскому языку в 8 классе должно обеспечивать преемственность с
подготовкой учащихся в 1-7 классах. Данная ступень изучения осетинскогоязыка характеризуется
наличием значительных изменений в развитии школьников. Они уже понимают роль и значение
языка как средства общения в условиях поликультурности современного мира, владеют четырьмя
основными видами речевой деятельности и обладают специальными учебными и общеучебными
умениями, необходимыми для изучения осетинского языка как учебного предмета, а также накопили
некоторые знания о правилах речевого поведения на русском и осетинском языках.
В основной школе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного
процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, большое значение приобретает
формирование учебно-исследовательских умений.
Основная школа является важным звеном, которое соединяет все три ступени общего
образования и обеспечивает преемственность начальной и основной школы, основной школы и
старшей школы. На этой ступени совершенствуются приобретённые ранее знания, навыки и
умения, увеличивается объём используемых учащимися языковых и речевых средств,
улучшается качество практического владения осетинским языком, возрастает степень
самостоятельности школьников и их творческой активности.
Цели курса
Изучение осетинского языка в 8 классе в соответствии со стандартом направлено на
достижение следующих целей:
- развитие и воспитание школьников средствами осетинского языка, в частности:
понимание важности изучения осетинского языка как одного из государственных языков
Республики Северная Осетия-Алания и потребности пользоваться им как средством общения,
познания, самореализации и социальной адаптации;
- создание
предпосылок
для
развития
элементарных основ лингвистической
компетенции как важной составляющей коммуникативной компетенции;
- воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания,
стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к
проявлениям иной культуры, лучшее осознание своей собственной культуры.
Общая характеристика курса
В основной средней школе можно условно выделить два этапа обучения: 5—7 классы и
8—9 классы. На первом этапе придаётся большое значение повторению, осознанию и
закреплению того, что было усвоено в начальной школе, а также дальнейшему развитию
приобретённых ранее знаний, умений и навыков.
На втором этапе существенную роль играет помощь учащимся в их самоопределении,
основное внимание уделяется развитию ценностных ориентаций учащихся.
Курс для 8 класса построен на взаимодействии трёх основных содержательных линий:

- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности,
- языковые средства и навыки оперирования ими
- социокультурные знания и умения.
В ходе работы над курсом учащиеся выполняют задания, которые должны создавать
условия для их реального общения на осетинском языке (устное и письменное общение с
носителями языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и
проведении этих проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и характер участия
могут быть разными.
Особенность данного курса заключается и в том, что он даёт учителю возможность
планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из своих реальных потребностей, то есть не
связывает его.
Рабочая программа предусматривает блочную структуру учебников. Блоки выделяются в
зависимости от основного объекта усвоения и от тематики текстов, формирующих виды речевой
деятельности школьников. Однако деление на блоки достаточно условно, так как их конкретное
содержание дает возможность использовать знания и умения, приобретенные при изучении
предыдущих тем. Внутри блоков наряду с обязательным материалом встречается
факультативный (в виде аутентичных текстов разных жанров, разнообразных заданий), который
учитель может предложить учащимся с более высоким уровнем обученности.
Порядок следования блоков определяется содержанием материала, расположенного по
мере усложнения и необходимости закрепления тех или иных навыков и знаний.
Впервые в основной школе начинает систематически использоваться аудирование с
письменной фиксацией значимой информации, которое является важным учебным умением.
Место курса в учебном плане
Настоящий курс реализуется в течение года. 34 недели в году (102 часа за год, по 3 часа в
неделю).
Образовательное учреждение осуществляет выбор форм организации учебнопознавательной деятельности, а также режим учебной и внеучебной деятельности.
Требования к результатам освоения содержания программы по осетинскому языку
для основной средней школы
Личностные результаты:
формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной культуры,
уважения к личности, ценностям семьи;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
ценностное отношение к своей малой Родине, к традициям, государственной символике РСОАлания;
совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры, а также приобретенных
осетиноязычных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письменной речи
и языковых навыков;
существенное расширение лексического запаса и лингвистического кругозора;
достижение допорогового уровня осетиноязычной коммуникативной компетенции;
осознание возможностей самореализации и самоадаптации средствами осетинского языка;
более глубокое осознание культуры своего народа и готовность к ознакомлению с ней
представителей других стран;
осознание себя гражданином своей страны и мира;
Метапредметные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры, языка своего народа, своего

края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному развитию науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное
многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции; к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Предметные результаты:
в коммуникативной сфере:
коммуникативная компетенция выпускников (то есть владение осетинским языком как
средством общения), включающая речевую компетенцию в следующих видах речевой
деятельности:
говорении:
умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в
стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости
переспрашивая, уточняя;
умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение,
просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную
тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
участие в полилоге, свободной беседе, обсуждении;
рассказ о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщение кратких сведений о своем городе/селе, о своей республике и стране;
описание событий/явлений, умение передавать основное содержание, основную мысль
прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать
краткую характеристику персонажей;
аудировании:
восприятие на слух и понимание речи учителя, одноклассников;
восприятие на слух и понимание основного содержания кратких, несложных аутентичных
прагматических аудио- и видеотекстов (прогноз погоды, объявление, программа теле- и
радиопередачи и др.), умение выделять для себя значимую информацию и при необходимости
письменно фиксировать еæ;
восприятие на слух и понимание основного содержания несложных аутентичных аудио- и
видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (описание/
сообщение/рассказ), умение определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская
второстепенные;
чтении:
чтение аутентичных текстов разных жанров и стилей, преимущественно с пониманием
основного содержания;
чтение несложных аутентичных текстов разных жанров с полным и точным
пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой
догадки, анализа, выборочного перевода), умение оценивать полученную информацию, выражать
своё мнение;
чтение текста с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
письменной речи:
заполнение анкет;
написание поздравлений, личных писем с опорой на образец: умение расспрашивать
адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу,
употребляя формулы речевого этикета, принятые в Осетии;
составление плана, тезисов устного или письменного сообщения; краткое изложение
результатов проектной деятельности;
языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
применение правил написания осетинских слов, изученных в основной школе;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков осетинского языка;
соблюдение правильного ударения;

соблюдение
ритмико-интонационных
особенностей
предложений
различных
коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное);
правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц
(слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
понимание явления многозначности слов осетинского языка, синонимии, антонимии и
лексической сочетаемости;
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических
конструкций осетинского языка;
знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов,
модальных глаголов, послелогов, существительных, степеней сравнения прилагательных и
наречий, местоимений, числительных, предлогов);
знание основных различий систем осетинского и русского языков;
социокультурная компетенция:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в Осетии,
их применение в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого
этикета (реплик-клише, наиболее распространæнной оценочной лексики), принятых в Осетии;
знание употребительной фоновой лексики и реалий Осетии, распространæнных образцов
фольклора (считалки, пословицы);
знакомство с образцами художественной литературы;
Основное содержание курса
Предметное содержание речи
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками.
Внешность и характеристика человека.
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка).
Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода, покупки.
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт.
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним.
Переписка со сверстниками. Каникулы в различное время года.
Мир профессий. Проблемы выбора профессии.
Проблемы экологии. Защита окружающей среды.
Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности.
Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
Родная республика, родная страна, мир: географическое положение, культурные особенности
(национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), столицы и крупные города,
достопримечательности, страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую
культуру.
Виды речевой деятельности/ Коммуникативные умения
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных
текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного
содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием воспринимаемого на слух текста)
в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические, научно-популярные, художественные.
Коммуникативные типы текстов: сообщение, рассказ, интервью, личное письмо,
стихотворения, песни.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на
аутентичных текстах, содержащих наряду с изученным также некоторое количество
незнакомого материала. Больший удельный вес занимают тексты, отражающие особенности
быта, жизни и в целом культуры осетинского народа и других народов нашей страны. Время
звучания текстов для аудирования - до 2 минут (5-9 кл.).
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
предполагает умение выделить необходимую или интересующую информацию в одном или
нескольких коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию.
Время звучания текстов для аудирования до 1,5 минуты.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных
аутентичных (публицистических, научно-популярных, художественных) текстах, включающих
некоторое количество незнакомых слов, понимание которых осуществляется с опорой на
языковую догадку, данные к тексту комментарии, с использованием, в случае необходимости,
двуязычного словаря. Время звучания текстов для аудирования - до 1 минуты (5-9 кл.).
Говорение
Диалогическая речь
Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к
действию, диалог — обмен мнениями и комбинированные диалоги. Осуществляется дальнейшее
совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании и более
разнообразном языковом оформлении. Объём диалога: 4—5 реплик (8 – 9 кл.) со стороны
каждого учащегося.
Монологическая речь
Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний учащихся с
использованием основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ
(включающий эмоционально-оценочное суждение), рассуждение (характеристика) с опорой и без
опоры на прочитанный или услышанный текст или заданную коммуникативную ситуацию.
Объем монологического высказывания: 10-12 фраз (8-9 кл.).
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью
проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного
содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с
выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое
чтение).
Жанры
текстов:
научно-популярные,
публицистические,
художественные,
прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, стихотворение, песня, объявление, рецепт,
письмо.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся,
иметь
образовательную
и воспитательную ценность, воздействовать на
эмоциональную сферу учащихся.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных
текстах и предполагает выделение предметного содержания, включающего основные факты,
отражающие, например, особенности быта, жизни, культуры народов республики, региона и
страны, а также других стран и содержащие как изученный материал, так и некоторое количество
незнакомых слов. Максимальный объем текстов для чтения — 400- 450 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает
умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая
необходима или представляет интерес для учащихся. Объём текста для чтения — до 350 слов.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах,
ориентированных на выделенное предметное содержание и построенных в основном на
изученном языковом материале. Объем текста для чтения — до 250 слов.
Письменная речь

Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:
писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать
пожелания (объёмом 30—40 слов, включая адрес);
заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни,
делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём- либо).
Объём личного письма — до 100 слов, включая адрес;
писать краткие сочинения (письменные высказывания с элементами описания,
повествования, рассуждения) с опорой на наглядность и без неё. Объём: 140—160 слов.
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые
слова, план к тексту, словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных
вопросов;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
догадываться о значении незнакомых слов по используемым собеседником жестам и
мимике;
использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации,
создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации,
извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
работать с источниками: литературой, со справочными материалами, словарями на
осетинском языке;
учебно-исследовательская работа, проектная деятельность: выбор темы исследования,
составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение,
анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка
краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по
проекту;
самостоятельная работа учащихся, связанная с рациональной организацией своего труда в
классе и дома и способствующая самостоятельному изучению осетинского языка и культуры
Осетии.
Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ слов;
выборочно использовать перевод;
пользоваться двуязычными словарями;
участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Языковые средства
Графика, орфография
Правила чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и
навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Образование множественного числа существительных (корень+т; группа согласных+ы+т
(чередование гласной корня); сонорные+тт; к/ч+ы+т; г/дж+ы+т; æг+т ; - ыг+т; изменения в
корне);
- правописание глаголов в пошедшем времени (с суффиксами т, ст, с основой на –-вд, гъд);
- правописание кратких местоимений (ын/йын, æм/йæм, ыл/йыл);
Фонетическая сторона речи

Различение на слух всех звуков осетинского языка и адекватное их произношение,
соблюдение правильного ударения в словах и фразах. Членение предложений на смысловые
группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений. Дальнейшее
совершенствование слухопроизносительных навыков, в том числе и применительно к новому
языковому материалу.
Лексическая сторона речи
Лексические единицы, обслуживающие новые темы, проблемы и ситуации общения в
пределах тематики основной средней и полной средней школы, в объæме 1000 единиц (включая
400 усвоенных в начальной школе).
Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику,
реплики-клише речевого этикета.
Основные способы словообразования: а) аффиксация:
существительных c суффиксами -дзинад (хорздзинад,), -ад (дæсныйад), приставкой æм(æмбал, æмгар), прилагательных c приставкой æнæ- (æнæниз), отглагольных существительных с
суффиксами –д, -т, ст, -ыд, -ад (рæдийын – рæдыд, уарзын – уарзт), прилагательных с
суффиксами –аг (кусаг), -он (ирон), -джын (зондджын); причастий с суффиксами –д, -т, ст, -ыд, ад (æхсад, конд, марзт), - æг (кафæг), -инаг (кусинаг); ; наречия с суффиксом –ау (иронау);
деепричастия с суффиксом -гæйæ (хъазгæйæ);
б) словосложение (разамонæг, ахуыргæнинаг);
в) конверсия (фæткъуы бæлас)
г) интернациональные слова (грамматикæ, планетæ, лагерь).
Грамматическая сторона речи
Дальнейшее расширение объема значений грамматических средств, изученных ранее, и
знакомство с новыми грамматическими явлениями.
Морфология
Существительное: образование множественного числа, абстрактные существительные
Прилагательные: сравнительная степень прилагательного (суф.-дæр), превосходная
степень прилагательного (тæккæ, æппæты),
Числительное: количественные (простые, сложные, составные); их употребление с
существительными (существительные в ед.ч.род.п.и др.); порядковые числительные (фыццаг),
их образование: суффиксы –аг, -æм, -æгæм; разделительные числительные (суффикс –гай); их
употребление с существительными (мн.ч.);
Местоимение: краткая форма местоимений; падежные значения, место в предложении,
возвратные местоимения: мæхи, дæхи,…мæхæдæг… их значения, особенности употребления,
определенные местоимения алчи, алчидæр, алцы, алцыдæр), неопределенные местоимения
(чидæр, цыдæр), определение-местоимение; значение (притяжательное), место в предложении;
отрицательные местоимения ничи, ницы; их место в предложении; склонение местоимений;
падежные значения, место в предложении.
Наречие: местоименные наречия уым, уæд, уырдæм, уырдыгæй, ам, ардæм, ардыгæй;
наречия на –ау; отрицательные местоименные наречия никуы,никæд, никæдæм; их значения и
место в предложении;
Глагол: сложная форма глагола (цæугæ кæнын), личные окончания глаголов в будущем
времени, образование формы прошедшего времени, причастия на –д, -т, ст, -ыд, -ад,
вспомогательный глагол «уæвын» в прошедшем времени, вспомогательный глагол «вæййын»,
глагольные приставки (а-, ба-, ра-, æр-, æрба-, с-, ны-, фæ-), и их значения; глаголы со значением
многократного действия (фæцæуы); глаголы со значением незавершенного действия
(фæцæйцыдис); причастия настоящего времени на –аг, -æг; причастия будущего времени с суф. –
инаг, их значения, употребление с существительным; деепричастия с суффиксом –гæйæ;
Спряжение глагола в желательном наклонении (настоящее время, прошедшее время); значения,
выражаемые глаголом; спряжение глагола в условном наклонении; значения, выражаемые
глаголом;
Предлог: æнæ
Послелоги: тыххæй; бын, раз, гæсгæ, фæстæ, сæр, бæрц (уыйбæрц), руаджы, йеддæмæ,
æхсæн, хæстæг, хуызæн, уæлдай, мидæг, онг, æрдæм, фæстæмæ, дæргъы
Союзы:
æмæ в вопросительном предложении в значении «а» (æмæ ды та?);

разделительные союзы : кæнæ, куы-куы, кæнæ-кæнæ; значения союзов, место в предложении;
фæлæ, та.
Частицы: частица –иу (многократность действия: ацыди-иу), побуждение к действию в
будущем (ацу-иу); частица –ма (рауай-ма), значение, место в предложении; мæнæ, цæй, цæй æмæ,
суанг, æцæг, раст зæгъгæйæ, хъыгагæн, æнæмæнг, иу дзырдæй; отрицательные частицы нæ,
нæма, нал, ма; хъуамæ.
Модальные слова: фæнды, хъæуы; значения, особенности употребления с
существительными и местоимениями.
Синтаксис
Простые двусоставные предложения утвердительные:
составное именное
сказуемое с глаголом «уæвын» в настоящем времени (æз дæн); место вспомогательного глагола в
предложении; составное именное сказуемое с глаголом «уæвын» в будущем времени; место
вспомогательного глагола в предложении; дополнения – существительные в косвенных падежах;
значения падежей; дополнения – краткие и полные местоимения; склонение местоимений;
определение-прилагательное, место в предложении (перед определяемым словом), особенности
употребления (неизменяемая форма); обстоятельства: существительное в родительном падеже,
существительное в уподобительном падеже.
Простые двусоставные предложения отрицательные: отрицательные частицы «нæ»,
«нæма», «нал»; их значения и место в предложении; выражение возможности/невозможности
действия: глагол с суф.-æн+ ис/нæй (зæгъæн ис, зæгъæн нæй).
Простые двусоставные предложения вопросительные со сказуемым-глаголом в
изъявительном наклонении: вопросительные слова чи? цы? кæм? кæд? кæдæм? кæцæй? цал?
цас?; цæмæн? цæй тыххæй?; место вопросительного слова в предложении; союз æви
Побудительные предложения: сказуемые - простые глаголы в повелительном наклонении;
сказуемые- сложные глаголы в повелительном наклонении.
Простые двусоставные и односоставные предложения со сказуемым-глаголом в
желательном наклонении (бæллиццаг здæхæн).
Простые двусоставные и односоставные предложения со сказуемым-глаголом в условном
наклонении (бадзырдон здæхæн).
Способы выражения побуждения к действию 3 лица: 1) повелительное наклонение; 2)
уадз æмæ+глагол в условном наклонении (цæуа, цæуой)
Простые двусоставные и односоставные предложения с однородными членами:
соединительные союзы: æмæ, дæр, дæр-дæр, нæдæр – нæдæр; значения союзов, место в
предложении;
Сложносочиненные предложения с соединительными отношениями (союзы), особенности
словопорядка (æмæ и др. союзы между простыми предложениями, та – внутри второго простого
предложения).
Сложносочиненные предложения с противительными отношениями (союзы), особенности
словопорядка.
Сложносочиненные предложения с разделительными отношениями (союзы), особенности
словопорядка.
Сложноподчиненные предложения : с придаточным времени (куы-уæд); с придаточным
места (кæм – уым);
с придаточным изъяснительным (кæй – уый);
с придаточным
определительным (чи – уыцы); с придаточным цели (цæмæй- уымæн, уый тыххæй æмæ); с
придаточным причины (кæй – уый тыххæй; уымæн æмæ); с придаточным уступки (кæд –
уæддæр); с придаточным образа действия (афтæ-цыма,, куыд – афтæ); с придаточным условным
(кæд – уæд).
Социокультурные знания и умения
Учащиеся совершенствуют свои умения осуществлять межличностное и межкультурное
общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей республики, региона
и страны, полученные на уроках осетинского языка и в процессе изучения других предметов
(знания межпредметного характера).
Они овладевают знаниями:
о месте осетинского языка среди других языков мира;

о наиболее употребительной тематической фоновой лексике и реалиях при изучении учебных
тем (традиции,
питание, проведении выходных дней, основные национальные праздники,
этикетные особенности и др.);
о социокультурном портрете и культурном наследии Осетии;
о различиях в речевом этикете в ситуациях формального и неформального общения в
рамках изучаемых предметов речи.
Предусматривается также овладение умениями:
адекватного речевого и неречевого поведения в распространæнных ситуациях бытовой, учебнотрудовой, социокультурной/межкультурной сфер общения;
представления родной республики и ее культуры на осетинском языке.
Краткая характеристика курса
Представленный курс составлен на основе основополагающих документов современного
российского образования: федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного Министерством науки и образования РФ 17 декабря 2010 г.,
приказ №1897 (в редакции от 29.12.2014г.), федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования, утвержденного Министерством науки и образования РФ
17 мая 2012 г, приказ №,413 (с изменениями на 29 июня 2017 г.), примерной программе по
осетинскому
языку (как второму) для основного и среднего общего образования. Это
изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов
обучения требованиям федеральных документов.
Главные цели курса 8 класса соответствуют целям, зафиксированным в стандартах
основного общего образования - формирование и развитие коммуникативной компетенции
учащихся в совокупности еæ составляющих: речевой, языковой, социокультурной,
компенсаторной и учебно-познавательной. Особый акцент делается на личностном развитии и
воспитании учащихся, развитии готовности к самообразованию, универсальных учебных
действий, владении ключевыми компетенциями, а также на развитии и воспитании потребности
школьников пользоваться осетинским языком как средством общения, познания, самореализации
и социальной адаптации; развитии национального самосознания, стремлении к
взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.
Программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативнокогнитивный, личностно ориентированный и деятельностный.
При создании программы
учитывались и психологические особенности данной
возрастной группы учащихся. Это нашло отражение в выборе текстов, форме заданий, видах
работы, методическом аппарате.
Ниже прилагается тематическое планирование к реализующим данную учебную
программу учебно-методическим комплектам
Осетинский язык (как второй) в 8 классе
разработанным авторским коллективом под руководством доктора филологических наук,
профессора Камболова Т.Т. в рамках проекта «Теория и практика полилингвального образования
на Кавказе».

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного предмета «Осетинский язык» (как второй)
Книгопечатная продукция
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Учебник: Кудзоева А.Ф. «Осетинский язык (как второй)» .8 класс.
Примерная программа по осетинскому языку (как второму)
Книга для учителя к УМК «Осетинский язык (как второй)» для 8 класса
Электронный учебник «Осетинский язык (как второй)» для 8 класса
Аудиоматериалы к УМК «Осетинский язык (как второй)» для 8 класса
Осетинско-русские и русско-осетинские словари
Технические средства обучения и оборудование кабинета
Интерактивная доска (Экспозиционный экран)
Ноутбук
Мультимедийный проектор
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок
Стенд для размещения творческих работ учащихся
Стол учительский с тумбой
Ученические столы 2-местные с комплектом стульев


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».