ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 3 классе
начальной школы.
Содержание обучения в 3 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —
познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами
учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших
школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за третий год обучения в начальной школе
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 3 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей
всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности
предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе, составляет 68
часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом
совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные
памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и
своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.
Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в
культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они
находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в
окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие
практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха.
Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её
распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные
ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы
и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные
и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия,
необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация
изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей
среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных.
Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных.
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и
укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека
на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов
(опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль
в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение
температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы),
закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой
проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных
объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности).
Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта,
судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических
действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных
группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
— проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по
предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями
жизни животного;
— определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и
отношения между объектами и явлениями;
— моделировать цепи питания в природном сообществе;
— различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое
событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией:
— понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную
информацию о природе нашей планеты;
— находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу
страну, столицу, свой регион;
— читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
— находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах,
схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
— соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
— понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет,
памятник культуры);
— понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли,
царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
— понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного
движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
— описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
— на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные
признаки;
— приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
— называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
— описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
— устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность:
— участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
— справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на
советы и замечания в свой адрес;
— выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь
собственное суждение, мнение;
— самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 3 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
— различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять
уважение к государственным символам России и своего региона;
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
— приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей
родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров
декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре
народов России;
— показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
— различать расходы и доходы семейного бюджета;
— распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
— проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными
объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных
приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
— сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
— описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя
их существенные признаки и характерные свойства;
— использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
— использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения
простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
— фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
— создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и
обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
— соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
— соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
— соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в
Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
всего
контрольные
работы
практические
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Раздел 1. Человек и природа.
1.1.
Вещество.
Разнообразие веществ
в окружающем мире.
Твёрдые тела,
жидкости, газы, их
свойства.
2
0
2
Демонстрация учебных
экспериментов:
состояния воды, свойства
воздуха;
Рассказ учителя, анализ
схемы круговорота воды
в природе;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
1.2.
Человек — часть
природы. Общее
представление о
строении тела
человека.
2
1
1
Рассматривание схемы
строения тела человека:
называние, описание
функций разных систем
органов;
Контрольная работа о
строении человека;
Практическая
работа;
https://education.yandex.ru/
1.3.
Воздух — смесь газов.
Свойства воздуха.
Значение для жизни.
1
0
1
Демонстрация учебных
экспериментов:
состояния воды, свойства
воздуха;
Рассказ учителя, анализ
схемы круговорота воды
в природе;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
1.4.
Вода. Свойства
воды.Состояния воды,
её распространение в
природе, значение для
жизни. Круговорот
воды в природе.
2
0
2
Демонстрация учебных
экспериментов:
состояния воды, свойства
воздуха;
Рассказ учителя, анализ
схемы круговорота воды
в природе;
Практические работы:
горные породы и
минералы — название,
сравнение, описание;
Зачет;
Онлайн тесты по окружающему миру: http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir
1.5.
Охрана воздуха, воды.
1
0
1
Демонстрация учебных
экспериментов:
состояния воды, свойства
воздуха;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
1.6.
Горные породы и
минералы. Полезные
ископаемые, их
значение в хозяйстве
человека.Полезные
ископаемые родного
края.
1
0
1
Практические работы:
горные породы и
минералы — название,
сравнение, описание;
Письменный
контроль;
Окружающий мир. Электронные учебники:
1.7.
Почва, её состав,
значение для живой
природы и
хозяйственной
деятельности
человека.
1
0
1
Работа по учебнику.;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
1.8.
Царства природы.
Бактерии, общее
представление. Грибы:
строение шляпочного
гриба; съедобные и
несъедобные грибы.
2
0
1
Работа с
иллюстративным
материалом по теме
«Какие грибы мы не
положим в корзинку»;
Рисование схемы:
«Шляпочный гриб»;
Рассказ учителя: «Чем
грибы отличаются от
растений»;
Зачет;
ttps://sites.google.com/site/sajtkiseleevojelenyborisovny/razrabotka-distancionnogo-zanatia
1.9.
Разнообразие
растений. Зависимость
жизненного цикла
организмов от условий
окружающей среды.
1
0
1
Рассказ-рассуждение о
жизни растений;
Практическая работа в
паре по теме
«Размножения растений
(побегом, листом, семе
нами)»;
Охраняемые растения
родного края
(наблюдение,
рассматривание
иллюстраций);
Практическая
работа;
Тестирование;
https://resh.edu.ru/
http://www.vse-dlya-detey.ru/shkolnye-uchebniki/okruzhayushchij-mir.html
1.10.
Размножение и
развитие
растений. Особенности
питания и дыхания
растений.
1
0
1
Коллективное создание
схемы по теме «Условия
жизни растений»;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
1.11.
Роль растений в
природе и жизни
людей, бережное
отношение человека к
растениям.
1
0
1
Рассказ учителя (чтение
текста учебника) о
бактериях;
Работа по
учебнику.
Рабочая
тетрадь.;
Окружающий мир. Электронные учебники:
http://www.vse-dlya-detey.ru/shkolnye-uchebniki/okruzhayushchij-mir.html
1.12.
Условия,
необходимые для
жизни растения (свет,
тепло, воздух,
вода). Наблюдение
роста растений,
фиксация изменений.
1
0
1
Коллективное создание
схемы по теме «Условия
жизни растений»;
Рассказ-рассуждение о
жизни растений;
Практическая
работа;
Коллективное
обсуждение. ;
https://resh.edu.ru/
1.13.
Растения родного
края, названия и
краткая
характеристика.
Охрана растений.
1
0
1
Охраняемые растения
родного края
(наблюдение,
рассматривание
иллюстраций);
Практическая
работа;
Тестирование;
Интерактивный тест.
1.14.
Разнообразие
животных.
Зависимость
жизненного цикла
организмов от условий
окружаю щей среды.
2
0
2
Дидактическая игра по
теме «Каких животных
мы знаем»;
Коллективное
составление схемы по
теме «Разнообразие
животных»;
Письменный
контроль;
Работа в
тетради.;
https://resh.edu.ru/
1.15.
Размножение и
развитие животных
(рыбы, птицы, звери,
пресмыкающиеся,
земноводные).
2
0
1
Учебный диалог по теме
«Как животные
питаются»;
Составление и анализ
цепей питания;
Работа в парах:
характеристика
животных по способу
размножения (на основе
справочной литературы),
подготовка презентации;
Моделирование стадий
размножения животных
(на примере
земноводных, рыб);
Практическая
работа;
Коллективное
обсуждение.;
https://education.yandex.ru/
1.16.
Особенности питания
животных. Цепи
питания. Условия,
необходимые для
жизни животных
(воздух, вода, тепло,
пища).
2
1
1
Моделирование стадий
размножения животных
(на примере
земноводных, рыб);
Рассказ учителя по теме
«Как человек одомашнил
животных»;
Рассказы детей по теме
«Мой домашний
питомец»;
Просмотр и обсуждение
иллюстраций,
видеофрагментов и
других материалов (по
выбору) на тему «Охрана
животных»;
Практическая
работа;
Коллективное
обсуждение.;
Демонстрационные таблицы по курсу «Окружающий мир».
Роль животных в
природе и жизни
людей, бережное
отношение человека к
животным. Охрана
животных.
2
Просмотр и обсуждение
иллюстраций,
видеофрагментов и
других материалов (по
выбору) на тему «Охрана
животных»;
;
Работа по
учебнику и в
рабочей
тетради.;
Электронные приложения к учебникам и рабочим тетрадям:
Животные родного
края, их названия.
1
Работа в парах:
характеристика
животных по способу
размножения (на основе
справочной литературы),
подготовка презентации;
;
Защита
проектов.;
http://simple-fauna.ru/animals-life/redkie-zhivotnye-iz-krasnoj-knigi/
1.17.
1.18.
0
0
2
1
Источник: http://pedsovet.su/load/241-1-0-44999
Источник: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3388597b-7cc5-4f6c-bbd8-cb875701124b/ResFile.PDF
http://drofa-ventata.ru
1.19.
Природные
сообщества: лес, луг,
пруд. Взаимосвязи в
природном
сообществе.
1
0
1
Учебный диалог по теме
«Особенности леса (луга,
водоёма) как
сообщества»;
Сравнение понятий:
естественные
сообщества,
искусственные
сообщества;
Тестирование;
http://ozonit.ru/krasnaya_kniga/krasnaya_kniga_rossiiskoi_federacii.php
1.20.
Создание человеком
природных сообществ
для хозяйственной
деятельности,
получения продуктов
питания (поле, сад,
огород).
2
0
2
Беседа по теме «Для чего
человек создает новые
сообщества?»;
Практическая
работа;
Коллективное
обсуждение. ;
https://resh.edu.ru/
1.21.
Природные
сообщества родного
края.
1
0
1
Сравнение понятий:
естественные
сообщества,
искусственные
сообщества;
Беседа по теме «Для чего
человек создает новые
сообщества?»;
;
Коллективное
обсуждение.
Работа в
рабочей
тетради.;
Электронные приложения к учебникам и рабочим тетрадям:
1.22.
Правила поведения в
лесу, на водоёме, на
лугу.
1
0
1
Обсуждение ситуаций,
раскрывающих правила
положительного и
отрицательного
отношения к природе;
Учебный диалог по теме
"Особенности леса (луга;
водоёма) как
сообщества";
;
Коллективное
обсуждение.
Работа в
рабочей
тетради.;
https://resh.edu.ru/
1.23.
Системы органов
(опорно-двигательная,
пищеварительная,
дыхательная,
кровеносная, нервная,
органы чувств), их
роль в
жизнедеятельности
организма.
2
1
1
Обсуждение текстов
учебника, объяснения
учителя: «Строение тела
человека»;
Тестирование;
Онлайн тесты по окружающему миру: http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir
1.24.
Гигиена отдельных
органов и систем
органов человека.
1
0
1
Обсуждение текстов
учебника, объяснения
учителя: «Строение тела
человека»;
Рассматривание схемы
строения тела человека:
называние, описание
функций разных систем
органов;
Практическая
работа;
Защита
Рефератов. ;
https://resh.edu.ru/
1.25.
Измерение
температуры тела
человека, частоты
пульса.
1
0
1
Практическая работа по
теме «Измерение
температуры тела и
частоты пульса»;
Зачет;
Детская энциклопедия.
Анализ ситуаций по теме
«Что может произойти,
если…»;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Итоговые тесты по «Окружающему миру».
Практическая работа по
теме «Рассматривание
знаков (опасно,
пожароопасно,
взрывоопасно; внимание
— автопогрузчик;
электрический ток;
малозаметное
препятствие; падение с
высоты), коллективное
объяснение их
значения»;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
Итого по разделу
http://drofa-ventata.ru
http://www.what-this.ru/
35
Раздел 2. Правила безопасной жизни.
2.1.
2.2.
Здоровый образ
жизни; забота о
здоровье и
безопасности
окружающих людей.
2
Безопасность во дворе
жилого дома
(внимание к зонам
электрических,
газовых, тепловых
подстанций и других
опасных объектов;
предупреждающие
знаки безопасности).
2
1
0
0
2
http://pedsovet.su/index/0-39?
searchid=1034006&text=%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82+%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B 6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9+%D0%
2.3.
Транспортная
безопасность
пассажира разных
видов транспорта,
правила поведения на
вокзалах, в
аэропортах, на борту
самолёта, судна.
2
1
0
Работа в группах:
составление памятки по
теме «Правила
поведения в аэропортах,
на борту самолета, судна
(по выбору группы)»;
Учебный диалог по теме
«Как обеспечить
безопасность при работе
в Интернете»;
Обсуждение результатов
проектной деятельности
по теме «Что такое
здоровый образ жизни и
как его обеспечить»;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
2.4.
Безопасность в
Интернете
(ориентировка в
признаках
мошенничества в сети;
защита персональной
информации) в
условиях
контролируемого
доступа в Интернет.
1
0
1
Практическая работа. ;
Тестирование;
Итоговые тесты по «Окружающему миру».
Итого по разделу
http://pedsovet.su/index/0-39?
searchid=1034006&text=%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82+%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1 %89%D0%B8%D0%B9+%D0%
7
Раздел 3. Человек и общество.
3.1.
Наша Родина —
Российская Федерация
— многонациональная
страна.
1
0
1
Рассказ учителя,
рассматривание
иллюстраций на тему:
«Что такое общество»;
Просмотр и обсуждение
иллюстраций,
видеофрагментов и
других материалов (по
выбору) на тему: «Жизнь
народов нашей страны»;
Устный
опрос;
Коллективное
обсуждение.;
https://resh.edu.ru/
3.2.
Особенности жизни,
быта, культуры
народов РФ.
2
0
2
Работа по учебнику;
рабочей тетради.;
Зачет;
https://www.youtube.com/watch?v=TqFDQoXT5Bg
3.3.
Уникальные
памятники культуры
(социальные и
природные объекты)
России, родного края.
2
1
1
Просмотр и обсуждение
иллюстраций,
видеофрагментов и
других материалов (по
выбору) по теме
«Уникальные памятники
культуры России»;
;
Просмотр
памятников
культуры
Бурятии.
Работа в
рабочей
тетради.;
https://www.youtube.com/watch?v=TqFDQoXT5Bg
3.4.
Города Золотого
кольца России.
2
0
2
Моделирование
маршрута по Золотому
кольцу с использованием
фотографий
достопримечательностей,
сувениров и т.д.;
Составление сообщения
о городах Золотого
кольца России с
использованием
дополнительных
источников информации
(дифференцированное
задание);
Зачет;
Практическая
работа;
https://www.youtube.com/watch?v=TqFDQoXT5Bg
3.5.
Государственная
символика Российской
Федерации (гимн,
герб, флаг) и своего
региона.
1
0
1
Проект "Россия";
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
3.6.
Уважение к культуре,
истории, традициям
своего народа и других
народов.
2
0
2
Просмотр и обсуждение
иллюстраций,
видеофрагментов и
других материалов (по
выбору) на тему: «Жизнь
народов нашей страны»;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://education.yandex.ru/
3.7.
Семья — коллектив
близких, родных
людей. Поколения в
семье.
1
0
1
Практическая работа по
теме «Моделирование
семейного бюджета»
(дифференцированное
задание);
Практическая
работа;
https://www.youtube.com/watch?v=TqFDQoXT5Bg
3.8.
Взаимоотношения в
семье: любовь,
доброта, внимание,
поддержка.
1
0
1
Проект "Моя семья";
Устный
опрос;
Зачет;
https://education.yandex.ru/
3.9.
Общество —
совокупность людей,
которые объединены
общей культурой и
связаны друг с другом
совместной
деятельностью во имя
общей цели.
2
0
2
Работа в группе: чтение
текстов учебника и
использование
полученной информации
для подготовки
собственного рассказа о
памятниках культуры
России;
;
Работа по
учебнику.;
https://resh.edu.ru/
3.10.
Семейный бюджет,
доходы и расходы
семьи.
2
1
1
Рассказ учителя: «Что
такое семейный
бюджет»;
Беседа по теме «Доходы
и расходы семьи»;
Практическая работа по
теме «Моделирование
семейного бюджета»
(дифференцированное
задание);
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
3.11.
Страны и народы
мира на карте.
2
0
2
«Путешествие по
странам мира»
(достопримечательности
отдельных стран мира,
по выбору детей):
рассматривание
видеоматериалов,
слайдов, иллюстраций;
Символы стран, с
которыми знакомятся
дети;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
3.12.
Памятники природы и
культуры — символы
стран, в которых они
находятся.
2
0
2
Практическая работа с
картой: страны мира.
Работа в группах:
самостоятельное
составление описания
любой страны или
народа мира (с
использованием
дополнительной
литературы и
Интернета);
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
https://education.yandex.ru/
7
51
Итого по разделу
20
Резервное время
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
1.
Природа. Разнообразие
1
природы. Значение природы
для людей.
0
1
06.09
Устный опрос;
2.
Человек
1
0
1
08.09
Письменный
контроль;
3.
Общество. Проект
«Богатства, отданные
людям».
1
0
1
13.09
Практическая
работа;
4.
Российская Федерация
1
0
1
15.09
Практическая
работа;
5.
О чем расскажет план
1
0
1
20.09
Зачет;
6.
Что такое экология.
Проверим себя и оценим
свои достижения.
1
0
1
22.09
Тестирование;
7.
Звездное небо- Великая
книга природы
1
0
1
27.09
Практическая
работа;
8.
Тела, вещества, частицы.
1
0
1
29.09
Практическая
работа;
9.
Разнообразие веществ.
1
0
1
04.10
Тестирование;
10. Воздух и его охрана.
1
0
1
06.10
Практическая
работа;
11. Вода.
1
0
1
11.10
Практическая
работа;
12. Превращения и круговорот
воды в природе.
1
0
1
13.10
Зачет;
13. Берегите воду!
1
0
1
18.10
Практическая
работа;
14. Что такое почва?
1
0
1
20.10
Практическая
работа;
15. Разнообразие растений.
Растения Бурятии
Экскурсия
1
0
1
25.10
Практическая
работа;
16. Солнце, растения и мы с
вами
1
0
1
27.10
Практическая
работа;
17. Размножение и развитие
растений
1
0
1
08.11
Практическая
работа;
18. Охрана растений. Красная
книга Бурятии
1
0
1
10.11
Контрольная
работа;
" Растения";
19. Разнообразие животных.
Тест
1
0
1
15.11
Тестирование;
20. Кто что ест?
1
0
1
17.11
Зачет;
21. Наши проекты
1
«Разнообразие природы
родного края». Заповедники
Бурятии
0
1
22.11
Практическая
работа;
22. Размножение и развитие
животных
1
0
1
24.11
Практическая
работа;
23. Охрана животных
1
0
1
29.11
Письменный
контроль;
24. В царстве грибов
1
0
1
01.12
Практическая
работа;
25. Великий круговорот жизни
1
0
1
06.12
Практическая
работа;
26. Обобщение знаний по теме
«Эта удивительная
природа». Проверочная
работа.
1
1
0
08.12
Контрольная
работа;
27. Организм человека.
1
0
1
13.12
Практическая
работа;
28. Органы чувств.
1
0
1
15.12
Практическая
работа;
29. Надёжная защита организма 1
0
1
20.12
Устный опрос;
30. Опора тела и движение.
1
0
1
22.12
Практическая
работа;
31. Наше питание
1
0
1
27.12
Практическая
работа;
32. Дыхание и
кровообращение.
1
0
1
29.12
Тестирование;
33. Здоровый образ жизни.
Умей предупреждать
болезни. Исследование
1
0
1
Практическая
работа;
34. Безопасность в Интернете
(ориентировка в признаках
мошенничества в сети;
защита персональной
информации) в условиях
контролируемого доступа в
Интернет
1
0
1
Проектная
работа;
Проверочная работа по
1
теме «Мы и наше здоровье»
1
0
Контрольная
работа;
" Мы и наше
здоровье".;
35.
36. Огонь, вода и газ
1
0
1
Практическая
работа;
37. Чтобы путь был
счастливым
1
0
1
Практическая
работа;
38. Дорожные знаки. Игра
1
0
1
Устный опрос;
39. Кто нас защищает
1
0
1
Практическая
работа;
40. Опасные места
1
0
1
Практическая
работа;
41. Природа и наша
безопасность
1
0
1
Практическая
работа;
42. Экологическая
1
безопасность. Исследование
0
1
Зачет;
43. Обобщение знаний по теме
«Наша безопасность».
Проверочная работа.
1
1
0
Контрольная
работа;
"Наша
безопасность";
1
0
1
Письменный
контроль;
45. Природные богатства и
труд людей – основа
экономики
1
0
1
Практическая
работа;
46. Полезные ископаемые.
Полезные ископаемые
Бурятии. Исследование
1
1
0
Контрольная
работа;
"Полезные
ископаемые";
44.
Для чего нужна
экономика?
47. Растениеводство.
Растениеводство Бурятии
1
0
1
Практическая
работа;
48. Животноводство.
Животноводство Бурятии
1
0
1
Практическая
работа;
49. Какая бывает
промышленность?
Промышленность Бурятии
1
0
1
Практическая
работа;
50. «Экономика родного края»
1
0
1
Письменный
контроль;
51. Что такое деньги? Тест
1
0
1
Тестирование;
52. Государственный
бюджет.
1
0
1
Практическая
работа;
53. Семейный бюджет
1
0
1
Письменный
контроль;
54. Экономика и экология.
1
0
1
Практическая
работа;
55. Обобщение знаний по теме
«Чему учит экономика».
Проверочная работа.
1
1
0
Контрольная
работа;
"Чему учит
экономика";
56. Золотое кольцо России.
1
0
1
Практическая
работа;
57. « Музей путешествий»
проект
1
0
1
Зачет;
Практическая
работа;
58. Наши ближайшие соседи
1
0
1
Устный опрос;
Письменный
контроль;
59. На севере Европы.
1
0
1
Практическая
работа;
60. Норвегия. Швеция.
Финляндия. Дания.
Исландия.
1
0
1
Практическая
работа;
61. В центре Европы
1
0
1
Практическая
работа;
62. Путешествие по Франции и
Великобритании.
1
0
1
Практическая
работа;
63. На юге Европы.
1
0
1
Практическая
работа;
64. По знаменитым местам
мира.
1
0
1
Практическая
работа;
65. Проверим и оценим свои
достижения
1
1
0
Контрольная
работа;
"Путешествие";
66. Презентация проекта
«Музей путешествий.
1
0
1
Зачет;
67. Контрольная работа.
1
1
0
Контрольная
работа;
"Годовая";
68. Итоговое занятие. Игра.
1
0
1
Устный опрос;
7
61
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 68
ПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
2010.;
Введите свой вариант: 1. Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3
класса начальной школы. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2019
2. Рабочие тетради: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Экзамен, 2021.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки к УМК А. А. Плешакова. Пособие для учителя. ФГОС
Беседы о степи и лесостепи. Методическое пособие
Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс Автор(ы): Плешаков А. А., Белянкова Н. М.,
Соловьева А. Е.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/urok-okruzhayushego-mira-3-klass-shkola-rossii-4452550.html
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Наглядные пособия. Телевизор.
Мультимедийный проектор.
Ноутбук.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Компас.