ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 3 классе начальной школы. Содержание обучения в 3 классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за третий год обучения в начальной школе В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 3 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта. Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей: — формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; — развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся; — развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: — раскрытие роли человека в природе и обществе; — освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Человек и общество Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям. Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. Человек и природа Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах. Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Правила безопасной жизни Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. Универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия: — проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы; — устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного; — определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; — моделировать цепи питания в природном сообществе; — различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом). Работа с информацией: — понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; — находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; — читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; — находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); — соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде. Коммуникативные универсальные учебные действия: — ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: — понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры); — понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга); — понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение). — описывать (характеризовать) условия жизни на Земле; — на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные признаки; — приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; — называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; — описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного). Регулятивные универсальные учебные действия: — планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); — устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия. Совместная деятельность: — участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; — справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; — выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; — самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета "Окружающий мир" в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: — проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; — принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; — применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: — понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); — приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: — осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: — осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; — осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательныеуниверсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: — понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; — на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве); — сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; — объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; — находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма 2) Базовые исследовательские действия: — проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; — определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; — формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; — моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. ); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: — использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; — находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; — читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); — соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: — в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; — признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; — соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; — использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; — находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; — готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: — планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; — выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль: — осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; — находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); — предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 3) Самооценка: — объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; — оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: — понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); — коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; — ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: — различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; — проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; — приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; — показывать на карте мира материки, изученные страны мира; — различать расходы и доходы семейного бюджета; — распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; — проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; — группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; — сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; — описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; — использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; — использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; — фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; — создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); — соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; — соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний; — соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; — соблюдать правила нравственного поведения на природе; — безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и природа. 1.1. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. 2 0 2 Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды, свойства воздуха; Рассказ учителя, анализ схемы круговорота воды в природе; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ 1.2. Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. 2 1 1 Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов; Контрольная работа о строении человека; Практическая работа; https://education.yandex.ru/ 1.3. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. 1 0 1 Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды, свойства воздуха; Рассказ учителя, анализ схемы круговорота воды в природе; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ 1.4. Вода. Свойства воды.Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. 2 0 2 Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды, свойства воздуха; Рассказ учителя, анализ схемы круговорота воды в природе; Практические работы: горные породы и минералы — название, сравнение, описание; Зачет; Онлайн тесты по окружающему миру: http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir 1.5. Охрана воздуха, воды. 1 0 1 Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды, свойства воздуха; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ 1.6. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.Полезные ископаемые родного края. 1 0 1 Практические работы: горные породы и минералы — название, сравнение, описание; Письменный контроль; Окружающий мир. Электронные учебники: 1.7. Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека. 1 0 1 Работа по учебнику.; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ 1.8. Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы. 2 0 1 Работа с иллюстративным материалом по теме «Какие грибы мы не положим в корзинку»; Рисование схемы: «Шляпочный гриб»; Рассказ учителя: «Чем грибы отличаются от растений»; Зачет; ttps://sites.google.com/site/sajtkiseleevojelenyborisovny/razrabotka-distancionnogo-zanatia 1.9. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. 1 0 1 Рассказ-рассуждение о жизни растений; Практическая работа в паре по теме «Размножения растений (побегом, листом, семе нами)»; Охраняемые растения родного края (наблюдение, рассматривание иллюстраций); Практическая работа; Тестирование; https://resh.edu.ru/ http://www.vse-dlya-detey.ru/shkolnye-uchebniki/okruzhayushchij-mir.html 1.10. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. 1 0 1 Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни растений»; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ 1.11. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. 1 0 1 Рассказ учителя (чтение текста учебника) о бактериях; Работа по учебнику. Рабочая тетрадь.; Окружающий мир. Электронные учебники: http://www.vse-dlya-detey.ru/shkolnye-uchebniki/okruzhayushchij-mir.html 1.12. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. 1 0 1 Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни растений»; Рассказ-рассуждение о жизни растений; Практическая работа; Коллективное обсуждение. ; https://resh.edu.ru/ 1.13. Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений. 1 0 1 Охраняемые растения родного края (наблюдение, рассматривание иллюстраций); Практическая работа; Тестирование; Интерактивный тест. 1.14. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружаю щей среды. 2 0 2 Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем»; Коллективное составление схемы по теме «Разнообразие животных»; Письменный контроль; Работа в тетради.; https://resh.edu.ru/ 1.15. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные). 2 0 1 Учебный диалог по теме «Как животные питаются»; Составление и анализ цепей питания; Работа в парах: характеристика животных по способу размножения (на основе справочной литературы), подготовка презентации; Моделирование стадий размножения животных (на примере земноводных, рыб); Практическая работа; Коллективное обсуждение.; https://education.yandex.ru/ 1.16. Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). 2 1 1 Моделирование стадий размножения животных (на примере земноводных, рыб); Рассказ учителя по теме «Как человек одомашнил животных»; Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец»; Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Охрана животных»; Практическая работа; Коллективное обсуждение.; Демонстрационные таблицы по курсу «Окружающий мир». Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. 2 Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Охрана животных»; ; Работа по учебнику и в рабочей тетради.; Электронные приложения к учебникам и рабочим тетрадям: Животные родного края, их названия. 1 Работа в парах: характеристика животных по способу размножения (на основе справочной литературы), подготовка презентации; ; Защита проектов.; http://simple-fauna.ru/animals-life/redkie-zhivotnye-iz-krasnoj-knigi/ 1.17. 1.18. 0 0 2 1 Источник: http://pedsovet.su/load/241-1-0-44999 Источник: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3388597b-7cc5-4f6c-bbd8-cb875701124b/ResFile.PDF http://drofa-ventata.ru 1.19. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе. 1 0 1 Учебный диалог по теме «Особенности леса (луга, водоёма) как сообщества»; Сравнение понятий: естественные сообщества, искусственные сообщества; Тестирование; http://ozonit.ru/krasnaya_kniga/krasnaya_kniga_rossiiskoi_federacii.php 1.20. Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород). 2 0 2 Беседа по теме «Для чего человек создает новые сообщества?»; Практическая работа; Коллективное обсуждение. ; https://resh.edu.ru/ 1.21. Природные сообщества родного края. 1 0 1 Сравнение понятий: естественные сообщества, искусственные сообщества; Беседа по теме «Для чего человек создает новые сообщества?»; ; Коллективное обсуждение. Работа в рабочей тетради.; Электронные приложения к учебникам и рабочим тетрадям: 1.22. Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу. 1 0 1 Обсуждение ситуаций, раскрывающих правила положительного и отрицательного отношения к природе; Учебный диалог по теме "Особенности леса (луга; водоёма) как сообщества"; ; Коллективное обсуждение. Работа в рабочей тетради.; https://resh.edu.ru/ 1.23. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. 2 1 1 Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя: «Строение тела человека»; Тестирование; Онлайн тесты по окружающему миру: http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir 1.24. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. 1 0 1 Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя: «Строение тела человека»; Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов; Практическая работа; Защита Рефератов. ; https://resh.edu.ru/ 1.25. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. 1 0 1 Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и частоты пульса»; Зачет; Детская энциклопедия. Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…»; Письменный контроль; Контрольная работа; Итоговые тесты по «Окружающему миру». Практическая работа по теме «Рассматривание знаков (опасно, пожароопасно, взрывоопасно; внимание — автопогрузчик; электрический ток; малозаметное препятствие; падение с высоты), коллективное объяснение их значения»; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ Итого по разделу http://drofa-ventata.ru http://www.what-this.ru/ 35 Раздел 2. Правила безопасной жизни. 2.1. 2.2. Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. 2 Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности). 2 1 0 0 2 http://pedsovet.su/index/0-39? searchid=1034006&text=%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82+%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B 6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9+%D0% 2.3. Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна. 2 1 0 Работа в группах: составление памятки по теме «Правила поведения в аэропортах, на борту самолета, судна (по выбору группы)»; Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность при работе в Интернете»; Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Что такое здоровый образ жизни и как его обеспечить»; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ 2.4. Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 1 0 1 Практическая работа. ; Тестирование; Итоговые тесты по «Окружающему миру». Итого по разделу http://pedsovet.su/index/0-39? searchid=1034006&text=%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82+%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1 %89%D0%B8%D0%B9+%D0% 7 Раздел 3. Человек и общество. 3.1. Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. 1 0 1 Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций на тему: «Что такое общество»; Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»; Устный опрос; Коллективное обсуждение.; https://resh.edu.ru/ 3.2. Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. 2 0 2 Работа по учебнику; рабочей тетради.; Зачет; https://www.youtube.com/watch?v=TqFDQoXT5Bg 3.3. Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. 2 1 1 Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме «Уникальные памятники культуры России»; ; Просмотр памятников культуры Бурятии. Работа в рабочей тетради.; https://www.youtube.com/watch?v=TqFDQoXT5Bg 3.4. Города Золотого кольца России. 2 0 2 Моделирование маршрута по Золотому кольцу с использованием фотографий достопримечательностей, сувениров и т.д.; Составление сообщения о городах Золотого кольца России с использованием дополнительных источников информации (дифференцированное задание); Зачет; Практическая работа; https://www.youtube.com/watch?v=TqFDQoXT5Bg 3.5. Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. 1 0 1 Проект "Россия"; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ 3.6. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов. 2 0 2 Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»; Устный опрос; Письменный контроль; https://education.yandex.ru/ 3.7. Семья — коллектив близких, родных людей. Поколения в семье. 1 0 1 Практическая работа по теме «Моделирование семейного бюджета» (дифференцированное задание); Практическая работа; https://www.youtube.com/watch?v=TqFDQoXT5Bg 3.8. Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка. 1 0 1 Проект "Моя семья"; Устный опрос; Зачет; https://education.yandex.ru/ 3.9. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. 2 0 2 Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о памятниках культуры России; ; Работа по учебнику.; https://resh.edu.ru/ 3.10. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. 2 1 1 Рассказ учителя: «Что такое семейный бюджет»; Беседа по теме «Доходы и расходы семьи»; Практическая работа по теме «Моделирование семейного бюджета» (дифференцированное задание); Письменный контроль; https://resh.edu.ru/ 3.11. Страны и народы мира на карте. 2 0 2 «Путешествие по странам мира» (достопримечательности отдельных стран мира, по выбору детей): рассматривание видеоматериалов, слайдов, иллюстраций; Символы стран, с которыми знакомятся дети; Практическая работа; https://resh.edu.ru/ 3.12. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. 2 0 2 Практическая работа с картой: страны мира. Работа в группах: самостоятельное составление описания любой страны или народа мира (с использованием дополнительной литературы и Интернета); Устный опрос; Письменный контроль; https://education.yandex.ru/ 7 51 Итого по разделу 20 Резервное время 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 1. Природа. Разнообразие 1 природы. Значение природы для людей. 0 1 06.09 Устный опрос; 2. Человек 1 0 1 08.09 Письменный контроль; 3. Общество. Проект «Богатства, отданные людям». 1 0 1 13.09 Практическая работа; 4. Российская Федерация 1 0 1 15.09 Практическая работа; 5. О чем расскажет план 1 0 1 20.09 Зачет; 6. Что такое экология. Проверим себя и оценим свои достижения. 1 0 1 22.09 Тестирование; 7. Звездное небо- Великая книга природы 1 0 1 27.09 Практическая работа; 8. Тела, вещества, частицы. 1 0 1 29.09 Практическая работа; 9. Разнообразие веществ. 1 0 1 04.10 Тестирование; 10. Воздух и его охрана. 1 0 1 06.10 Практическая работа; 11. Вода. 1 0 1 11.10 Практическая работа; 12. Превращения и круговорот воды в природе. 1 0 1 13.10 Зачет; 13. Берегите воду! 1 0 1 18.10 Практическая работа; 14. Что такое почва? 1 0 1 20.10 Практическая работа; 15. Разнообразие растений. Растения Бурятии Экскурсия 1 0 1 25.10 Практическая работа; 16. Солнце, растения и мы с вами 1 0 1 27.10 Практическая работа; 17. Размножение и развитие растений 1 0 1 08.11 Практическая работа; 18. Охрана растений. Красная книга Бурятии 1 0 1 10.11 Контрольная работа; " Растения"; 19. Разнообразие животных. Тест 1 0 1 15.11 Тестирование; 20. Кто что ест? 1 0 1 17.11 Зачет; 21. Наши проекты 1 «Разнообразие природы родного края». Заповедники Бурятии 0 1 22.11 Практическая работа; 22. Размножение и развитие животных 1 0 1 24.11 Практическая работа; 23. Охрана животных 1 0 1 29.11 Письменный контроль; 24. В царстве грибов 1 0 1 01.12 Практическая работа; 25. Великий круговорот жизни 1 0 1 06.12 Практическая работа; 26. Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа. 1 1 0 08.12 Контрольная работа; 27. Организм человека. 1 0 1 13.12 Практическая работа; 28. Органы чувств. 1 0 1 15.12 Практическая работа; 29. Надёжная защита организма 1 0 1 20.12 Устный опрос; 30. Опора тела и движение. 1 0 1 22.12 Практическая работа; 31. Наше питание 1 0 1 27.12 Практическая работа; 32. Дыхание и кровообращение. 1 0 1 29.12 Тестирование; 33. Здоровый образ жизни. Умей предупреждать болезни. Исследование 1 0 1 Практическая работа; 34. Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет 1 0 1 Проектная работа; Проверочная работа по 1 теме «Мы и наше здоровье» 1 0 Контрольная работа; " Мы и наше здоровье".; 35. 36. Огонь, вода и газ 1 0 1 Практическая работа; 37. Чтобы путь был счастливым 1 0 1 Практическая работа; 38. Дорожные знаки. Игра 1 0 1 Устный опрос; 39. Кто нас защищает 1 0 1 Практическая работа; 40. Опасные места 1 0 1 Практическая работа; 41. Природа и наша безопасность 1 0 1 Практическая работа; 42. Экологическая 1 безопасность. Исследование 0 1 Зачет; 43. Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа. 1 1 0 Контрольная работа; "Наша безопасность"; 1 0 1 Письменный контроль; 45. Природные богатства и труд людей – основа экономики 1 0 1 Практическая работа; 46. Полезные ископаемые. Полезные ископаемые Бурятии. Исследование 1 1 0 Контрольная работа; "Полезные ископаемые"; 44. Для чего нужна экономика? 47. Растениеводство. Растениеводство Бурятии 1 0 1 Практическая работа; 48. Животноводство. Животноводство Бурятии 1 0 1 Практическая работа; 49. Какая бывает промышленность? Промышленность Бурятии 1 0 1 Практическая работа; 50. «Экономика родного края» 1 0 1 Письменный контроль; 51. Что такое деньги? Тест 1 0 1 Тестирование; 52. Государственный бюджет. 1 0 1 Практическая работа; 53. Семейный бюджет 1 0 1 Письменный контроль; 54. Экономика и экология. 1 0 1 Практическая работа; 55. Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа. 1 1 0 Контрольная работа; "Чему учит экономика"; 56. Золотое кольцо России. 1 0 1 Практическая работа; 57. « Музей путешествий» проект 1 0 1 Зачет; Практическая работа; 58. Наши ближайшие соседи 1 0 1 Устный опрос; Письменный контроль; 59. На севере Европы. 1 0 1 Практическая работа; 60. Норвегия. Швеция. Финляндия. Дания. Исландия. 1 0 1 Практическая работа; 61. В центре Европы 1 0 1 Практическая работа; 62. Путешествие по Франции и Великобритании. 1 0 1 Практическая работа; 63. На юге Европы. 1 0 1 Практическая работа; 64. По знаменитым местам мира. 1 0 1 Практическая работа; 65. Проверим и оценим свои достижения 1 1 0 Контрольная работа; "Путешествие"; 66. Презентация проекта «Музей путешествий. 1 0 1 Зачет; 67. Контрольная работа. 1 1 0 Контрольная работа; "Годовая"; 68. Итоговое занятие. Игра. 1 0 1 Устный опрос; 7 61 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 68 ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; 2010.; Введите свой вариант: 1. Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2019 2. Рабочие тетради: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Экзамен, 2021. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Поурочные разработки к УМК А. А. Плешакова. Пособие для учителя. ФГОС Беседы о степи и лесостепи. Методическое пособие Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс Автор(ы): Плешаков А. А., Белянкова Н. М., Соловьева А. Е. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/urok-okruzhayushego-mira-3-klass-shkola-rossii-4452550.html МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Наглядные пособия. Телевизор. Мультимедийный проектор. Ноутбук. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Компас.