Рабочая_прогармма НОО_учебного_предмета_окружающий_мир

Приложение № 4
ООП НОО

Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
Уровень начального общего образования

1. Планируемые результаты освоения учебного курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1.формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразие природы, народов,
культур и религий;
3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4. овладение начальными навыками адаптации динамично изменяющимся и развивающимся мире;
5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8. развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотиваций к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4. формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измерять

величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео – и графическом сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо – видовым признакам, установления
аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11. готовность слушать собеседника и вести диалог и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
1.понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2.сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её
современной жизни;
3.осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в
мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4.освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с
получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5.развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Человек и природа
Обучающийся научится:
 узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую
классификацию изученных объектов природы;  проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее
лабораторное оборудование и
измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

 использовать естественно - научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью
поиска
информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

 использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций,
атлас
карт,
в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

 использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

 обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения
необходимости
бережного отношения к природе;

 определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и
безопасность
человека;

 понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и
функционировании
организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся
получит возможность научиться:

 использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки
информации,
готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

 моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из
конструктора;

 осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в
школе
и
в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

 пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила
рационального
питания и личной гигиены;

 выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при не сложных несчастных
случаях;

 планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
 узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края;
находить
на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;

 различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных
событий на «ленте времени»;

 используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете),
находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические
факты
от вымыслов;

 оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции
развития
этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

 использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с

целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

 ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на
будущее,
приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

 наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах
образовательного
учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

 проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со
взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной
образовательной
среде;

 определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

2. Содержание учебного курса

Человек и природа.
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад,
перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль,
сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее
представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение
на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его
значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия,
краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным
ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет,
тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль
растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений.
Грибы :съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их
отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб,
птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные
родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ.
Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.
Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы),
определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере
окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга
России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность
каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные
экологические дни, их значение, участие детей в их проведении. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем
органов. Измерение температуры тела человека. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих
его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её
члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с
другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения
прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии

членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и
мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов
России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским
языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.
Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио и видеочаты, форум
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации
в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная
символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при
прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное
благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты
детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой
театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через
Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные
религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре,
истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности;
музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в
данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня
памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовнонравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных

ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (
с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
В содержании раздела «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию элементов
антикоррупционного сознания:
- взаимоотношения с друзьями. Правила взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе. Ценности
дружбы; - культура общения, уважение к чужому мнению. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры;
- права и обязанности граждан России. Права и обязанности ребенка;
- выдающиеся люди разных эпох. Понятие «честь страны».
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как
условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов
экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной
безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы УМК «Школа России»
1 класс

№

1
2
3
4
5
6
7

Тема урока

Задавайте вопросы!
Что такое Родина?
Что мы знаем о народах России?
Что мы знаем о Москве?
Проект «Моя малая Родина»
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?

Вводный урок
Раздел «Кто и Что?»

Количество
часов

1
1
20
1
1
1
1
1
1

8

Что общего у разных растений?

1

9

Что растет на подоконнике?

1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Что растет на клумбе?
Что это за листья?
Что такое хвоинки?
Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Кто такие звери?
Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина»
Раздел «Как, откуда и куда?»
Как живет семья? Проект «Моя семья»
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество?
Как путешествует письмо?
Куда текут реки?
Откуда берутся снег и лёд?
Как живут растения?
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?
Откуда берётся и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»
Раздел «Где и когда?»
Когда учится интересно?
Проект «Мой класс и моя школа»
Когда придет суббота?
Когда наступит лето?
Где живут белые медведи?
Где живут слоны?
Где зимуют птицы?

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

41
42
43
44

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя
школа»
Раздел «Почему и зачем?»
Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?
Почему Луна бывает разной?
Почему идет дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак?
Проект «Мои домашние питомцы»
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили?
Зачем нужны поезда?
Зачем строят корабли?
Зачем строят самолеты?
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние
питомцы».

1
1
1
1
22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2 класс
№

Тема урока
Раздел «Где мы живем?»

Количество
часов

4

5
6
7
8

Родная страна
Город и село. Проект «Родной город (село)»
Природа и рукотворный мир
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем»
Раздел «Природа»
Неживая и живая природа
Явления природы
Что такое погода
В гости к осени (экскурсия)

1
1
1
1
20
1
1
1
1

9

В гости к осени (урок)

1

Звездное небо
Заглянем в кладовые Земли
Про воздух и про воду

1
1
2

Какие бывают растения
Какие бывают животные
Невидимые нити
Дикорастущие и культурные растения
Дикие и домашние животные
Комнатные растения
Животные живого уголка
Про кошек и собак
Красная книга
Будь природе другом!
Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»
Раздел «Жизнь города и села»
Что такое экономика
Из чего что сделано
Как построить дом
Какой бывает транспорт
Культура и образование
Все профессии важны. Проект «Профессии»
В гости к зиме (экскурсия)
В гости к зиме (урок)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
2
3
4

10
11
1213
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

1
10
1
1
1
1
1
1
1
1

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
5253
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»
Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии»
Раздел «Здоровье и безопасность»
Строение тела человека
Если хочешь быть здоров
Берегись автомобиля!
Школа пешехода
Домашние опасности
Пожар
На воде и в лесу
Опасные незнакомцы
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»
Раздел «Общение»
Наша дружная семья
Проект «Родословная»
В школе
Правила вежливости
Ты и твои друзья
Мы – зрители и пассажиры
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»
Раздел «Путешествия»
Посмотри вокруг
Ориентирование на местности

1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
18
1
2

Формы земной поверхности
Водные богатства
В гости к весне (экскурсия)
В гости к весне (урок)
Россия на карте
Проект «Города России»
Путешествие по Москве
Московский Кремль
Город на Неве
Путешествие по планете
Путешествие по материкам

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

65
66
67
68

Страны мира. Проект «Страны мира»
Впереди лето
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

№

Тема урока

3 класс

Раздел «Как устроен мир»

1
1
1
1

Количество
часов

6
1

1

Природа

2

Человек

1

3

Проект «Богатства, отданные людям»

1

4

Общество

1

5

Что такое экология

1

6

Природа в опасности!

1
Раздел «Эта удивительная природа»

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тела, вещества, частицы
Разнообразие веществ
Воздух и его охрана
Вода
Превращения и круговорот воды
Берегите воду!
Что такое почва
Разнообразие растений
Солнце, растения и мы с вами
Размножение и развитие растений
Охрана растений
Разнообразие животных
Кто что ест
Проект «Разнообразие природы родного края»

18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21
22
23
24

Размножение и развитие животных
Охрана животных
В царстве грибов
Великий круговорот жизни

25 Организм человека

Раздел «Мы и наше здоровье»

1
1
1
1
10
1

26 Органы чувств

1

27 Надежная защита организма

1

28 Опора тела и движение

1

29 Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

1

30 Дыхание и кровообращение

1

31 Умей предупреждать болезни

1

32 Здоровый образ жизни

1

33 Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

1

34 Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

1

35 Огонь, вода и газ

Раздел «Наша безопасность»

7
1

36 Чтобы путь был счастливым

1

37 Дорожные знаки

1

38 Проект «Кто нас защищает»

1

39 Опасные места

1

40 Природа и наша безопасность

1

41 Экологическая безопасность

1
Раздел «Чему учит экономика»

42
43
44
45

Для чего нужна экономика
Природные богатства и труд людей — основа экономики
Полезные ископаемые
Растениеводство

12
1
1
1
1

46
47
48
49
50
51
52—
53

Животноводство
Какая бывает промышленность
Проект «Экономика родного края»
Что такое деньги
Государственный бюджет
Семейный бюджет
Экономика и экология

54—
56
57
58
59
60
61
6263
64
65
66
67—
68

Золотое кольцо России

Раздел «Путешествие по городам и странам»

15
3

Проект «Музей путешествий»
Наши ближайшие соседи
На севере Европы
Что такое Бенилюкс
В центре Европы
По Франции и Великобритании

1
1
1
1
1
2

На юге Европы
По знаменитым местам мира
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

1
1
1
2

4 класс

№
1
2
3
4

1
1
1
1
1
1
2

Тема урока
Мир глазами астронома
Планеты Солнечной системы
Звездное небо – Великая книга Природы
Мир глазами географа

Раздел «Земля и человечество»

Количество
часов

9
1
1
1
1

5
6
7
8-9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28-30
31
32
33
34
35
36
37
38

Мир глазами историка
Когда и где?
Мир глазами эколога
Сокровища Земли под охраной человечества
Раздел «Природа России»
Равнины и горы России
Моря, озера и реки России
Природные зоны России
Зона арктических пустынь
Тундра
Леса России
Лес и человек
Зона степей
Пустыни
У Черного моря
Раздел «Родной край – часть большой страны»
Наш край
Поверхность нашего края
Водные богатства нашего края
Наши подземные богатства
Земля-кормилица
Жизнь леса
Жизнь луга
Жизнь в пресных водах
Экскурсии в природные сообщества родного края

1
1
1
2
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
3

Растениеводство в нашем крае
Животноводство в нашем крае
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие
Презентация проектов
Раздел «Страницы всемирной истории»
Начало истории человечества
Мир древности: далекий и близкий
Средние века: время рыцарей и замков
Новое время: встреча Европы и Америки

1
1
1
1
5
1
1
1
1

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57-58
59
60
61
62
63
64-66
67
68

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Новейшее время: история продолжается сегодня
Раздел «Страницы истории России»
Жизнь древних славян
Во времена Древней Руси
Страна городов
Из книжной сокровищницы Древней Руси
Трудные времена на Русской земле
Русь расправляет крылья
Куликовская битва
Иван Третий
Мастера печатных дел
Патриоты России
Петр Великий
Михаил Васильевич Ломоносов
Екатерина Великая
Отечественная война 1812 года
Страницы истории XIX века
Россия вступает в XX век
Страницы истории 1920-1930-х годов
Великая война и Великая Победа

1
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Страна, открывшая путь в космос

1
9
1
1
1
1
3

Основной закон России и права человека
Мы – граждане России
Славные символы России
Такие разные праздники
Путешествия по России

Раздел «Современная Россия»

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие
Презентация проектов

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».