22.02.2023
Целевая модель наставничества
В конце 2018 года
был утвержден национальный проект «Образование». Наставничество играет одну
из ведущих ролей в его реализации. Для начала приведем две главные
цели заявленного нацпроекта:
1) Обеспечение глобальной
конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число
10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
2) Воспитание гармонично развитой
и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской Федерации, исторических
и национально-культурных традиций.
Поставленные цели
будут воплощаться в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех
каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда»,
«Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого»,
«Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для
каждого». Предусмотрено (в KPI), что к 2024 году
не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных
организаций будут вовлечены в различные формы наставничества
и сопровождения.
Наставничество -
универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков,
компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее
общение, основанное на доверии и партнерстве.
Целью внедрения целевой модели
наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности
наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной
самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание
условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и
профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет,
педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и
молодых специалистов, проживающих на территории Российской Федерации.
Задачи внедрения целевой модели
наставничества:
·
улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и
образовательным программам среднего профессионального образования (далее -
образовательные организации) в образовательной, социокультурной, спортивной и
других сферах;
·
подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями
которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность,
информационная насыщенность;
·
раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной
образовательной траектории;
·
создание психологически комфортной среды для развития и повышения
квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров;
·
создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и
профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной
деятельности;
·
формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной
организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором
выстроены доверительные и партнерские отношения.